Семейная жизнь
В VII веке
ирландская семья была законным союзом, но это не означало семью,
состоявшую из отца, матери и детей. По ирландским законам это была
дервине, или семья, состоявшая из потомков общего прадеда. Для
повседневных целей требовался более тесный и естественный союз —
гелвине, снова по мужской линии, но на сей раз от общего деда. Девочки
в семье принадлежали только роду мужа матери.
Брак
Несмотря
на влияние клириков, брак не был стабильным и священным институтом,
которого желала ирландская церковь. Развод и новый брак не являлись
редкостью, а среди знати процветала полигамия. Возникла она в
результате желания иметь наследников, так как те были нужны феодальному
и воинственному обществу.
Социальная мобильность
Последствием
полигамии стало то, что в стране появилось множество потомства,
имевшего отношение к королевским домам, слишком много людей, которых
надо было обеспечивать. Те, кто выпадали из такого обеспечения,
немедленно скатывались по социальной лестнице, становились мелкой
знатью и коммонерами. За этим процессом наблюдал хронист того времени
Мак Фервисай: «Обычное дело с великими принцами, что их дети и семьи
множатся, а последователи и плебеи вытесняются и исчезают».
Такой
негативный вид социальной мобильности был заметен и в других слоях
ирландского общества, потому что члены аристократических семей также
переживали трудные времена, и их сталкивали с социальной лестницы. По
контрасту, коммонеру намного труднее было сделаться патрицием, хотя и
такие случаи известны. Нижние слои общества, во всяком случае, время от
времени пополнялись рабами, среди которых были военнопленные,
нежеланные дети или люди, захваченные в плен в других странах и регионах.
Народный фольклор
Баллада Г. К. Честертона гласит:
У гэлов, по Божьей воле,
Ирландских все невпопад:
Идя на войну, смеются,
А в песнях своих грустят.
Это, конечно же, преувеличение, но ирландцы всегда выказывали
большие способности к сочинению рассказов и к пению. Так что, хотя
письменный ирландский, или гэльский, язык, появился не ранее V
столетия, на острове существовала богатая устная традиция. Одна из
самых ранних саг — «Похищение быка из Куальнге», в которой
рассказывается о ссоре между Кухулином, напоминающим кельтского Робин
Гуда, и королевой Медб из-за кражи гигантского быка. Даже после прихода
христианства ирландцы помнили старинные легенды и верили в лепреконов и
баньши. Эти персонажи часто появляются в фильмах с ирландским
«колоритом», например в голливудском фильме «Дарби О'Джилл и маленький
народец». К VIII веку Кухулина сменил другой фольклорный герой, Финн
Мак Кумал (Маккул) и его фианна (дружина).
Традиция ирландской
музыки и песни столь же древняя. В бронзовом веке докельтское население
пользовалось самым старым ирландским музыкальным инструментом —
бодраном (bodhhran). Он был обтянут овечьей кожей, и по нему стучали
рукой или маленькой палочкой. В традиционной музыке использовались
также ребра овцы, козы или коровы. Арфы, часто называемые в качестве
национального ирландского инструмента, появились лишь в XII веке.
Короли и конфликты
Древняя
Ирландия прежде всего была страной королей. Сколько их точно, никто не
знает, но в VII веке правителей, должно быть, насчитывалось не менее
сотни. Для сравнения, в англосаксонской Англии к VIII веку было шесть
королевств, хотя Корнуолл находился вне юрисдикции англосаксов.
У
этого королевского множества имелась особая иерархия. На вершине
пирамиды, разумеется номинально, стоял верховный король Тары, однако
этот титул был чисто символическим. В реальности не доминировал ни один
король, хотя некоторые из них по сравнению с другими обладали большей
властью. Старый ирландский закон выделял три «степени»: на низшем
уровне располагались правители малых королевств; затем шли их сюзерены
— рури, или «верховные короли», властвовавшие над несколькими мелкими
королями. Над верховными королями стоял ri ruirech, «король верховных
королей», который, вероятно, к этому времени был правителем одной из
ирландских провинций. В древней Ирландии короли наделялись мистическими
свойствами. Древние рукописи переполнены рассказами об их подвигах, а
когда такого человека короновали, церемонию сравнивали с
бракосочетанием, в этом случае король сочетался с землей, а не с
народом.
В христианские времена прослеживается тесный альянс
провинциальных королей и церкви. Короли получали благословение, а
церкви разрешалось взимать налоги с провинции для содержания
священников. Библейские тексты использовались в качестве оправдания
королевской власти, например, предупреждение Христа в Новом Завете
«Отдавайте кесарево кесарю, Божие Богу» (Мк 12:17).
Иногда создается
впечатление, что ирландские короли хотели получить от всемогущего Бога
двойную порцию одобрения. Короли Коннахта, к примеру, желали
благословения церкви Армы, а получив его, позволяли церкви собирать
налоги с Коннахта по «закону Патрика». Но в то же время хотели
одобрения церкви Клонмакнойса и позволяли ей собирать налоги в Коннахте
по закону местного святого Киарана.
Миф о верховных королях
Типичной
для ирландских верховных королей или королей верховных королей была
мечта о титуле верховного короля Тары. Иногда сочиняли для подкрепления
притязаний красивую родословную, которая не выдерживала пристального
изучения, но к VII веку появилась теория об исключительности ирландцев
и сложилась «An labor gabala» («Книга захватов Ирландии»),
доказывавшая, что у всех ирландцев общие предки. В этом произведении
ирландский язык относили ко времени разрушения Вавилонской башни. Тогда
Бог наказал человечество за желание построить башню, доходящую до
небес, и заставил говорить на разных языках. Авторы книги заявляли, что
ирландский гэльский язык «мелодичен и сладок». Ирландский закон говорил
об «острове Ирландия», несмотря на то что остров этот был расколот на
десятки маленьких королевств.
В ранних ирландских источниках,
посвященных статусу верховного короля, ощущается сильный мифический
элемент. Старый ирландский закон говорил о верховном короле: «он, как
Конхобар, идет по королевствам от моря и до моря... по пяти провинциям
Ирландии». Многие претендовали на титул верховного короля, но ни одному
королевскому двору не удалось объединить весь остров — ближе всех к
этому подошли Уи Нейлы в IX веке. Реальность не помешала многим королям
заявлять о своих правах на этот титул и окружать себя фиктивной аурой
власти. На самом деле верховный король Тары оставался тем, кем и был
всегда, — символической фигурой вроде императора Священной Римской
империи и короля Германии. Этот титул потерял реальное значение задолго
до того, как Наполеон отменил его в 1805 году.
Статья по материалам ресурса turisto.net -море интересной информации о регионах туризма, для туристов и работников туризма.