HISTORY


Пятница, 19.04.2024, 16:51


Приветствую Вас Странник | RSS


Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Содержание
Экскурс в историю [6]
Основные сведения об истории европейских государств.
Справочный материал [8]
Оружие и доспехи [8]
Интересное [29]
Рыцарские ордена [28]
Крестовые походы [5]
Тайные общества [14]

Мини-чат
200

Наш опрос
Вернетесь ли вы на сайт?
Всего ответов: 54

Главная » Статьи » Справочный материал

Каббала
                                                                                КАББАЛА

Каббала
Древо Сефирот поздних каббалистов


Происхождение Апокалипсиса
 Начнем с одной истории.
 Некто в поисках великих истин отправляется в Израиль, где обучается в древней школе мистицизма, опирающейся на те самые древнееврейские тексты, от которых берет свое начало Библия. Усвоив эту мудрость веков от престарелого иудейского ученого, человек достигает таких высот просветленности, до каких ему не помогли бы добраться никакие иные системы вероисповедания. С каждым вновь усвоенным откровением древнего знания он чувствует, как его душа возвышается, способности развиваются, проницательность обостряется, горизонты расширяются.
 После смерти своего наставника этот человек дает обет передать обретенное знание избранной группе людей, готовых участвовать в жертвоприношениях, необходимых для восприятия этого знания и извлечения из него практической пользы. Он обязуется распространить это учение во все концы земли, чтобы человечество познало секреты, остававшиеся сокрытыми в течение нескольких тысячелетий. Он обязуется распространять этот дар, чтобы человечество узнало о его предназначении. Он обязуется стать новым распространителем знания, именуемого каббалой.
 Каббала - это не религия и не организация, а система мышления, выведенная из древнееврейской теософии, философии, науки и мистицизма. Существуют различные интерпретации (и написания) этого слова, но все они связаны с идеей тайной изустной традиции, передаваемой из поколения в поколение учеными и мудрецами - ограниченному кругу учеников. Благодаря исключительности знания и замкнутой структуре каббалы от этого слова произвели английское слово «cabal», обрзначающее частную интригу зловещего характера. (Со временем определение данного слова перестали связывать с его этимологическими корнями и, соответственно, древним учением.) По распространенному мнению, значение слова «каббала» аналогично содержанию, вкладываемому в слово «cabal», и подразумевает группу семитских заговорщиков, осуществляющих тайные действия ради достижения тайными средствами каких-то трудно формулируемых целей.
 Каббала зародилась как изустная традиция истолкования Слова Божьего в первых пяти главах Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В Торе, также известной как Пятикнижие Моисея, эти книги представляют собой общую философскую основу каббалы, включающую исторические описания происхождения иудаизма и более 600 библейских законов.
 Те, кто знаком с главами Ветхого Завета, могут заметить, что в них, за исключением Второзакония, эти законы почти не представлены. Остальные книги, в особенности Бытие и Числа, состоят в основном из притч и аналогий, несущих в себе идеи, которые могут быть интерпретированы в законы.
 В том, что касается законов, древнееврейская теология была разделена на три части. Первая была сосредоточена на общепринятом библейском законе, который преподавался всем детям Израиля. Затем следовала Mishna, душа закона, передаваемая раввинам и учителям. Завершала это триединство душа души закона — каббала, неведомая никому, кроме самых многообещающих и достойных сынов иудейского народа.
 За пределами этого определения для непосвященных начинается путаница. С одной стороны, последователи каббалы и иудеи верят, что каждое слово и каждая буква в Торе несет особый смысл, требуя мудрости и проницательности для расшифровки его истинного значения. С другой стороны, притчи в Торе не следуют строгому хронологическому порядку и связаны между собой, скорее, концепцией структуры веры, нежели хронологией. При таком огромном диапазоне толкований не удивительно, что различные секты исповедуют свое собственное толкование сообщений, предположительно скрытых в Торе. Одна секта даже предполагает, что все содержание Торы представляет собой истинное имя Бога, разбитое на притчи и недоступное пониманию непосвященных.
 Невозможно представить себе более дерзкую и трудную задачу, чем постижение непостижимого, и в некотором смысле каббала представляет собой способ постижения смысла бытия без этапа логического объяснения — путем преобразования сознания. В числе прочих дисциплин, использующих подобные методы достижения аналогичных результатов, следует назвать индуизм, буддизм, даосизм, дзэн и некоторые формы йоги. Изначально для развития сознания исследователя до определенного уровня используется интенсивная тренировка, включающая множество сложных и трудоемких упражнений.
 Со временем каббала стала понятием, включающим полный диапазон иудейской философии, предназначенной для постижения тайн жизни и смерти путем откровения сущности Бога. Как свидетельство этого исследователи каббалы приводят описание элементов такого «исследования» в Библии; в частности, это фрагменты Книги пророка Иезекииля:
 «Отверзлись небеса, и я видел видения Божии... И я видел: и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него» (Иезекииль 1:1,4).
 Мистическое постижение Создателя очень важно, но, по мнению многих раввинов, еще и чрезвычайно опасно. Согласно известной притче из Талмуда, однажды четыре раввина собрались, чтобы погрузиться в мистические исследования, поклявшись себе, что они добьются понимания смысла Торы. Через некоторое время один из них сошел с ума, другой скоропостижно скончался, а третий впал в ересь, отвергнув веру своих отцов. Только один из них, вступивший в беседу уравновешенным и с ясной головой, сохранил спокойствие и здравый смысл. Эта притча, а также рассказы о прочих дерзновенных, лишившихся рассудка в результате попыток досконально понять учение каббалы, на протяжении многих столетий служили предостережением против опрометчивого обращения с мистическими тайнами.
 Каким бы ни был истинный смысл Торы, каббалисты обычно сходятся на том, что ее целесообразно рассматривать, скорее, как практический инструмент, нежели интеллектуальное упражнение. Как и все инструменты, ее следует применять для конструктивной цели просвещения человечества, а не практиковать единолично ради достижения материального или интеллектуального благополучия.
В конечном счете, каббалисты разделяют подобные цели с традиционными религиями, в особенности с гностиками. Те и другие ищут ответы на мучительные вопросы: почему добрый и милосердный Бог принес зло в мир, который Он сотворил? Как мог бесконечный Бог создать конечный мир? Как возможно человечеству познать Непостижимое ?
 Каббала трактует тайну двумя путями, из которых один логический, а другой - аллегорический. Логическое объяснение сводится к тому, что каждая идея содержит свое отрицание, и поскольку Бог является суммой всех идей, он содержит все отрицания. Добро и зло, справедливость и несправедливость, милосердие и жестокость, предел и бесконечность, а также другие противоположности - все это объединено в великом целом, которое суть Бог.
Аллегорическая версия предполагает Бога как зеркало, которое излучает лучезарный свет по всему миру. Прежде чем свет достигнет нас, он проходит через множество других зеркал, каждый раз, когда Его свет отражается на нас, он утрачивает свою лучезарность, и к тому времени, когда он достигнет земли, большая часть излучения окажется поглощенной и чистый свет помрачится. Среди пятен, затемняющих свет, — составляющие пороков и страданий, и люди вынуждены или смотреть из-за преграды, которую они образуют, или стараться приблизиться к источнику света, к его изначальной священной лучезарности.
 Если последователи каббалы просто искали знания, отвечающие на вопросы, мучившие каждую цивилизацию в течение нескольких веков, то почему же их считали злонамеренными и опасными людьми? И насколько они смогли приблизиться к разгадке этих тайн к настоящему времени?
 Чтобы упростить понимание каббалы и ее последователей, это движение можно разделить на три эры или фазы: древняя, средневековая и современная. Каждая из них характеризуется накоплением различий с предыдущей, вплоть до превышения различий над сходством.
 Возникновение каббалы возводят к грехопадению, после которого ангелы, получившие знание каббалы непосредственно от Бога, научили ей Адама, пытаясь помочь ему и Еве вернуться в объятия Творца. Сторонники этой легенды верят, что эти же знания были переданы Ною, Аврааму и, в конце концов, Моисею, который включил первые четыре книги Библии в каббалистическое учение.
 Помимо библейских писаний, важными источниками древней философии являются еще три книги. Книга сотворения (Сефер Ецирах), Книга величия (Зогар) и Книга откровения (Апокалипсис). Некоторые последователи каббалы утверждают, автором Книги сотворения является Авраам, хотя современные ученые относят ее появление примерно к 12 г. Книга Величия была создана в 160 г., ее автором является раввин Шимон бар Йохай, писавший этот текст на протяжении 12 лет, скрываясь в пещере, будучи приговоренным к смерти римским императором Марком Антонием Аврелием.
 Автором Апокалипсиса принято считать Иоанна Богослова. Роль этого произведения в каббалистическом и христианском обществе до сих пор расценивается неоднозначно. Некоторые богословы считают его «языческим писанием», порождением извращенных рассудков нескольких авторов, погрязших в египетском и греческом мистицизме, явившемся попыткой ответа на попытки христиан обратить язычников в свою веру. Согласно этой теории, Апокалипсис был задуман как средство для возвращения христиан в языческую веру. Если исходить из этого мнения, популярного в начале XX в., «язычниками» вполне могли быть иудеи, стремящиеся осмеять христианство как ради забавы, так и с какими-то практическими целями. Какими бы ни были исходные посылки и намерения автора (авторов) произведения, приведенные в нем сцены смерти, разрушения и выборочного спасения труднодоступны современному читателю. Еще труднее понимать многочисленные аллегорические образы. Например, для читателей, живших 1500 лет тому назад, аллегория Великой Блудницы, встречающаяся в Апокалипсисе, относилась к Вавилону, а под зверем с семью головами, на котором она ехала верхом, подразумевался Рим с его семью холмами.
 Пренебрегая этими зашифрованными толкованиями, современные читатели, особенно фундаменталистского/евангелического направлений христианства, судя по всему, восхищаются видениями Апокалипсиса, открывая в его тексте мифические пророчества и предсказания, которые, по их мнению, не заметили там еврейские богословы, изучавшие этот текст на протяжении двух тысяч лет.
 Более уместным и более интригующим, чем вопрос авторства или даже конкретная цель написания древних книг, является понятие Сефирот, или Древо жизни, выведенное из аллегории совершенного Божественного света, омрачаемого на протяжении его отраженного пути к земле. Из первоначально присущего в концепции единого центра от Творца произошли еще девять; итого получилось десять взаимосвязанных центров, соединенных между собой проводящими путями. В результате получилась структура, которая, при всем уважении к искренним последователям каббалы, годится разве что для детской игры в межпланетных путешественников. Сефирот восходит, как минимум, к десятому веку, причем некоторые иудейские ученые полагают, что он возник еще в III веке. Первоначально он упоминается в Сефер Ецирах, или Книге сотворения. Согласно ей, Бог при сотворении мира использовал 32 тайных пути знания, состоящие из десяти излучений (каждое излучение называется «сефир») и 22 букв древнееврейского алфавита. Вместе все 32 компонента составляют Дерево жизни и являются центральным образом каббалистической медитации. В дополнение к пути, которым Бог снисходит в материальный мир, и пути, которым смертные должны воспользоваться для восхождения к Богу, — эти элементы составляют священное имя Бога.
 С этого момента все начинает стремительно усложняться.
 Основание Сефирот (Малхут - царство) представляет этот мир со всеми его достоинствами и недостатками. Вершина (Кетер - корона) представляет Бога или верховную власть. Между ними заключены остальные элементы:
 Хохма — мудрость
 Бина — ум, интеллект
 Хесед — милость, благодеяние
 Гвура — доблесть, героизм, могущество
 Тифэрет — красота, роскошь
 Нецах — вечность
 Ход — величие, великолепие
 Есод — основа.
 Над малхутом девятью сефирот и соединительными путями образованы три треугольника. Они символизируют человеческое тело. Самый верхний представляет собой голову, средний — туловище и руки, а самый нижний символизирует ноги и репродуктивные органы.
 Используя Сефирот, человечество может взойти к Богу, двигаясь через один сефирот за один раз, овладевая знаниями каждого из них, прежде чем перейти к следующему. Каждый сефирот подразделяется на четыре отделения, причем каждое из этих отделений символизирует один из четырех миров: мир прототипов, мир сотворения, мир формы и материальный мир. Каждый сефирот также содержит священное непостижимое и непроизносимое имя Бога, Яхве или Тетраграмматон, слово настолько священное, что в писаниях его заменяют другими словами, в том числе Элохим, Адонай и Иегова.
 Определенный игровой элемент, благодаря которому концепцию Сефирота можно рассматривать как религиозно-философскую головоломку или нечто вроде экклезиастической доски Уиджа, привносит провозглашенный принцип, согласно которому каждый сефирот охраняется ангелом. Их роль состоит в том, чтобы помешать приближению к Богу тех претендентов, которые не обрели достаточной мудрости, душевной чистоты и решимости продолжать восхождение к следующему сефирот.
 Каждый, кто знаком с каббалой, знает и понимает Сефирот, но не многие согласны с толкованием его цели или предназначения. Существует мнение, что он представляет собой ступени творческого процесса, применяемого Богом для создания последовательности сфер, которые, в конечном счете, образовали вселенную. Другие считают, что он символизирует собой основополагающие законы физики, такие, например, как сила тяжести и магнетизм.
 Древним мистикам Сефирот предоставил неограниченные возможности интеллектуального и духовного исследования главной тайны жизни. Прослеживая его пути, оценивая его составные части и обмениваясь мнениями, участники этого исследовательского процесса получали чрезвычайно мощное культурное развлечение, сопоставимое разве что с теми возможностями, которые предоставляет в этом плане электронная игровая техника 21-го столетия. Вот только задачи Сефирот несопоставимо выше. Это объясняет причину распространения каббалы и использования Сефирот по всей Европе, Германии и Италии, порождения многочисленных ответвлений и толкований. Эти разнообразные толкования приверженцы каббалы упорно отстаивали или обсуждали на тайных собраниях - впрочем, в зашифрованной форме.
 Сложность структуры Сефирот, трудность его толкования, его роль в качестве средства расшифровки, доступная исключительно посвященным в каббалу, а также затаенный общественный антисемитизм, — все это порождало страхи и подозрения среди непосвященных, многие из которых опасались, что посвященные в каббалу образуют тайное общество, замышляющее свержение христианства.
 В XIII в. испанский иудей по имени Моисей де Леон внес в каббалу новые пласты мистики и этим создал дополнительные источники паранойи среди непосвященных, видевших в этом движении опасность. В зависимости от личной точки зрения, де Леона можно считать или блестящим удачливым религиозным мистиком, которому попал в руки древний каббалистический документ, или кем-то вроде средневекового Ф.Т. Барнума.
 Родившийся в 1250 г. Моисей де Леон умел использовать для характеристики любого предмета цветистые фразы, лишенные какой-либо внятной мысли, как это делают предприимчивые коммивояжеры, распродающие кухонные принадлежности в ночных телемагазинах. Его перу принадлежат несколько манускриптов, освещающих принципы каббалы, причем некоторые из них носят преднамеренно вызывающий характер, однако его книга «Зохар» (Сияние), написанная от имени древнего каббалиста Шимона бар Йохая, в сущности возродила и видоизменила каббалу.
 Написанная на арамейском языке — языке Талмуда — книга не только является расширенным комментарием к Торе, первому Пятикнижию Библии, но и претендует на исследование мистических аспектов ее общеизвестных притч. Согласно «Зохар», человеческая душа состоит из трех элементов: нефеш, или низшая, животная часть, связанная с инстинктами и плотскими вожделениями; руах, или срединная душа, содержащая нравственные достоинства; и нешамах, наивысшая мера души. Помимо отличия человека от животного, нешамах наделяет человека способностью к будущей жизни — после смерти. Де Леон, заявивший, что всего лишь переписал оригинальную рукопись, созданную раввином бар Йохаем, изготовил и продал несколько копий труда.
 С самого начала читатели «Зохар» разошлись во мнениях относительно смысла и подлинности трактата. Наиболее ревностные последователи каббалы и многие выдающиеся классики Талмуда приняли на веру заявление де Леона о том, что содержание «Зохар» является божественным откровением, ниспосланным через раввина бар Йохая его посвященным ученикам более тысячи лет назад. Часть молча сомневалась, и лишь немногие всерьез не верили. Последнее мнение подтверждается легендой о том, как после смерти де Леона в 1305 г. к его вдове пришел богач, предложивший большие деньги за оригинал «Зохар». Вдова, оставшаяся без средств к существованию, призналась, что оригинала не существовало и знаменитая книга написана единственно ее покойным мужем. «Когда я неоднократно спросил, почему он вложил свои учения в уста других, она объяснила, что доктрина, вложенная в уста чудотворца Шимона, является наилучшим источником прибыли».
 Богач, пытавшийся заполучить оригинал «Мидраша Шимона бар Йохая» (мидраш — традиционный еврейский жанр, который в общем и очень приблизительно можно определить как толкование Писания), вероятно, остался разочарован, чего нельзя сказать о других, менее скептически настроенных последователях. «Если даже эти тексты написал сам де Леон, — возражали они, - значит, он написал их, направляемый магической божественной силой Святого Имени, и совершенно не важно, в чьи уста он решил их вложить - они изошли из уст Бога, и более ничего не имеет значения».
 Фанатики взяли верх, отчасти благодаря литературным достоинствам произведения де Леона - только Бог может изъясняться столь красноречиво, решили они. Вскоре «Зохар» стали цитировать с таким же почтением, как и саму Библию, и даже классики талмудизма отнесли эту книгу к числу священных и начали обращаться к ней как к авторитетному источнику в поисках ответа на различные теологические вопросы.
 Один успех влечет за собой другой, в теологии не менее чем в издательском бизнесе. Вскоре появилось дополнение к «Зохар» под названием «Раайя меэеймна» («верный пастырь» или «пастырь веры»), анонимный автор добавил еще два свойства души к тем, что перечислялись в «Зохар» — хайя, наделяющая человечество осознанием божественной жизненной силы, и йехида, наивысший уровень души, на котором становится достижимым единение с Богом.
 «Зохар», Талмуд и Сефирот способны сделаться источником мощного вдохновения и бесконечных умозаключений для своих последователей, но как смогли эти отвлеченные от практической жизни мудрствования ввергнуть каббалу в сферу бытования тайных обществ, в водоворот опасностей, конспирации и тайных заговоров, ставших судьбой этого учения?
 Свою обычную роль сыграл антисемитизм, подпитываемый извечными домыслами и реальными фактами. На протяжении длительного периода — с XIII по XVII в. — в Британии многократно подтверждались тревожные слухи о том, что евреи проводят тайные религиозные церемонии, на которых обсуждаются некоторые элементы каббалы. И это, без сомнения, было правдой. Британские паникеры с готовностью забыли о том, что еще в 1290 г. Эдуард I изгнал евреев из Англии. Те, кто рискнул вернуться, а также их потомки, были вынуждены проводить тайные служения, не выдавая своей причастности к исконной религии и соблюдая все классические свойства тайного общества.
 Каббала с ее запутанностью и мистицизмом дала сторонникам теории тайных заговоров все необходимые предпосылки для того, чтобы заклеймить это движение как подрывное и опасное. В широко известной чрезвычайно расистской по своей сути книге «Тайные общества и подрывная деятельность» (Nesta H. Webster «Secret Societies and Subversive Movements») H.X. Вебстер представляет два варианта каббалы. Древняя версия — до появления «Зохар» была хорошей каббалой, исполненной мудрости и ниспосланной через поколения иудейских патриархов. Современная каббала, в частности, «Зохар» и все прочие ответвления, есть зло в чистом виде. Согласно утверждению автора, изначально мудрый замысел «Зохар» был «...смешан раввинами с варварскими суевериями в сочетании с их собственными фантазиями и с этого момента отмечен их печатью», что квалифицируется писательницей как «...ошибочный, достойный осуждения и осужденный папским престолом труд раввинов, которые также исказили и фальсифицировали традицию Талмуда».
 Любая возможность использовалась для того, чтобы представить каббалу и все маломальски связанное с нею как подрывную деятельность. При этом большой упор делался на исторические материалы. Для этой цели как нельзя лучше подходит описание деятельности Хаима Самуила Якова Фалька, известного лондонского оригинала и светского фокусника, жившего в 1700-е гг. О Фальке говорили, что он не только причастен к каббале, но и способен творить чудеса посредством каббалистических знаний. Он умел заставить маленькую свечку гореть на протяжении нескольких недель, заполнить свой погреб углем при помощи специальных заклинаний, получить у ростовщика деньги под залог дорогого блюда, после чего блюдо необъяснимым образом вернулось к нему домой еще до прихода хозяина. И это не все, что говорили о Фальке. Когда во время пожара главной лондонской синагоге угрожала опасность, Фальк, по словам очевидцев, отвел беду, написав на двери здания четыре древнееврейских буквы. Огонь не затронул синагогу, хотя окружающие постройки были объяты пламенем. Похоже, что Фальк получал истинное наслаждение от окружавшей его атмосферы оккультной тайны. При этом он стремился с максимально возможной полнотой наслаждаться радостями жизниаскетизм был ему совершенно чужд. В письме, написанном современником Фалька одному из друзей, так рассказывается о каббалистических чудесах, сопровождавших жизнь этого человека:
 «Его комната освещается серебряным подсвечником на стене, а посреди висит лампа о восьми рожках из чистого серебра искуснейшей работы. И хотя масла в ней хватает лишь на день и ночь, она горит непрерывно полных три недели. Был случай, когда остался он заточенным в своей комнате на шесть недель без еды и питья. Когда же время минуло, десять человек, специально приглашенных, вошли к нему и обнаружили его сидящим на некоем седалище, наподобие трона, на голове его был золотой тюрбан, на шее висела золотая цепь с подвеской в виде серебряной звезды, на коей были начертаны священные имена. Поистине, этот человек выделяется из своего поколения глубоким познанием священных таинств. Я не в состоянии описать все чудеса, которые он совершает. Я счастлив, что оказался достойным быть принятым в круг тех, кто пребывает в тени его мудрости».
 Богатство и масштаб личности Фалька привлекали к нему столь же богатых и известных людей, среди которых были принцы, герцоги, дипломаты и банкиры. Он сделался одним из богатейших людей Лондона. Свое огромное богатство он завешал на благотворительность и развитие синагог; даже век спустя беднякам продолжали выплачивать пособия от его имени.
 Все это можно было бы рассматривать как безобидную историю удачливого чудака, если бы не связь этого чудака с каббалой и один портрет, сделавшийся известным после смерти Фалька. На нем Фальк был изображен с компасом и звездой Давида. Злорадное «ага!» конспирологов, получивших дополнительное подтверждение своей теории заговоров, раскатилось от Лондона до Лиссабона. Алармисты в один голос заявили, что звезда на портрете является не символом иудаизма, а знаменует собой два треугольника, наложенных один на другой, то есть эмблему масонства, и подкрепляли свое предположение наличием на картине компаса.
 Утверждения о связи с масонами оказалось достаточно для того, чтобы снова причислить каббалу к тайным обществам; эта версия мгновенно разошлась по всему свету. Первым из опорных пунктов для нее явился Сефирот, в котором сторонники заговоров усмотрели удивительное количество скрытых сообщений. В Сефирот центральную позицию занимает Тифэрет — красота, роскошь. В позднейших толкованиях предполагается, что практика Тифэрет требует от индивидуума перехода из человеческой формы в «бесформенное» состояние — этот процесс последователи Фрейда могли бы назвать «превышением эго», — что приводит к возрождению или воскрешению из мертвых и в конце концов преображается в символ Христа. Отсюда остается лишь небольшой шаг до отождествления со Священным Граалем, которым предположительно владели тамплиеры и впоследствии масоны, что дает повод к обвинению последних в новых и новых бесчисленных тайных заговорах. Эти пересмотренные истолкования, ограниченные лишь широтой воображения толкователя, вызвали к жизни множество новых невероятных, порой очень странных и даже диких, на взгляд стороннего человека, организаций, трактовавших различные оккультные философии как прямое средство овладения практической мистикой.
 Одной из таких групп оказался герметический орден Золотой зари, в котором каббалистическая философия служила основой экзотического варева, сочетавшего Сефирот с различными греческими и египетскими религиями. Дополнительную пикантность блюду придавало добавление индуизма и буддизма, подавалось же оно на подносах, заимствованных у масонов и розенкрейцеров. Возникший в пору наивысшего подъема интереса к оккультизму, орден Золотой зари привлекал к себе представителей элиты британского общества, страстно желавших приобщиться к мистическим знаниям, независимо от их происхождения. Вероятно, наиболее известным из членов Золотой зари был поэт Уильям Батлер Йитс, не чуждый, как мы уже знаем, и влиянию друидского мировоззрения. А самым бесчестным и презираемым являлся, бесспорно, Алистер Кроули.
 Кроули, родившийся в 1875 г. в семье, владевшей значительным наследственным состоянием, был, как сказали бы сейчас, помешан на сексе. Это было тем более заметно, поскольку события происходили в викторианскую эпоху, известную своими строгими нравами, и, возможно, объясняет многие перипетии его жизни. Всего четырнадцати лет от роду он «сделал ребенка» одной из служанок, а потом неоднократно изгонялся из различных школ из-за сексуальных скандалов. Из одной школы его выставили, когда стало известно, что он подхватил гонорею от проститутки. Все же он был достаточно умен, образован и богат для того, чтобы поступить в Кембриджский университет, где тратил основное время на сочинение порнографических стихов. В двадцать один год, по достижении совершеннолетия, он потребовал себе долю фамильного состояния, без малейшего сожаления расстался с Кембриджем и пустился во все тяжкие: разврат, наркотики, дальние странствия и заигрывания с мистицизмом. При этом он умудрился написать несколько книг.
 Вступив в ряды ордена Золотой зари, Кроули углубился в изучение Сефирот. Вдохновленный идеей о применении механических приспособлений для познания внутренних тайн души, он учредил свою собственную организацию «Серебряная звезда» (Astrum argentum) и принял на себя руководство орденом восточных тамплиеров (Ordo Templi Orientis, или О.Т.О.). Обе группы использовали в своих учениях аспекты каббалы. Благодаря чрезмерной сексуальности Кроули («я неистовствую, я насилую, я разрываю, я терзаю» — говорится в одном из его прозаических произведений) его многочисленные сочинения пользовались большим успехом читателей на завершающем этапе викторианской эпохи, чему нисколько не мешало официальное осуждение. Кроули стал знаменит по всей Европе. Много лет он прожил в Италии и Египте, где сумел, в промежутках между оргиями и многолюдными сборищами любителей гашиша и опиума, создать несколько произведений. Две из его наиболее популярных книг — «Дневник наркомана» и «Магия в теории и практике» — представляют собой комментарии к его исследованию каббалы и Сефирот. Еще одна книга, «Liber 777», - это комплект таблиц, предназначенных для того, чтобы связать мистические обряды и религиозные доктрины как восточных, так и западных религий с 32 числами, символизирующими 10 сефирот и 22 пути внутри Сефирот. Дурная слава самого Кроули и его каббалистические занятия укрепили и без того распространенное в некоторых кругах убеждение, что еврейская мистическая философия представляет серьезную опасность для христианских ценностей и является составным элементом негласного всемирного заговора.
 Кроули умер в 1947 г. в полной нищете. Судя по всему, его личное влияние на общественное мнение с годами сошло на нет, но его усилиями в сознании широкой публики укоренилось мнение, что каббала является тайной организацией, связанной, в частности, с тамплиерами и масонами.
 Помните легенду о человеке, приехавшем в Израиль в поисках древних знаний и главной истины и приобщившемся к глубочайшим тайнам каббалы? Этого человека звали Фей ведь Грубергер. Он совершил это путешествие в 1968 г., но в поисках не тайных знаний, а людей, согласных купить страховые полисы, которыми он торговал, а также чтобы избежать уплаты алиментов жене и восьми детям, которых он бросил в Бруклине. Чтобы скрасить себе жизнь на новой родине, он взял с собой секретаршу, разведенную женщину по имени Карен.
 Грубергер отказался от своих планов занятия страховкой в Израиле после знакомства с раввином Иегуди Брандвейном, известным исследователем каббалы. Благодаря неплохому образованию Грубергер смог усвоить те сведения, которыми обладал раввин Брандвейн, и, по собственному утверждению, превзойти наставника в глубине проникновения в сложную религиозную философию. Когда раввин умер через год после знакомства с Грубергером, бывший страховой агент принял на себя руководство его организацией.
 Вскоре после смерти Брандвейна Грубергер объявил себя прямым потомком пророка Моисея, принял имя Филипп Берг, провозгласил себя наилучшим в мире знатоком каббалы, превратил семинарию покойного раввина в Центр каббалы и перенес его штаб-квартиру из Израиля в Лос-Анджелес. Фейвель Грубергер, волокита, страховой агент и беглый отец восьмерых детей, исчез. Исчезла и его секретарша, разведенная мать двоих детей, бежавшая вместе со своим боссом в Израиль и не проявлявшая дотоле ни интереса, ни склонности к религии и оккультизму. Она превратилась в Карен Берг, автора нескольких основополагающих трудов по каббале.
 В появлении в Калифорнии очередного мистического религиозного общества, обещающего своим адептам все на свете — от душевного спокойствия до неиссякаемой сексуальной энергии — и привлекающего поначалу многочисленных последователей, нет ничего необычного. Подобных организаций в этом благодатном краю столько же, сколько апельсиновых рощ, и долговечностью они редко превышают весенние цветы в этих рощах. Но Центр каббалы оказался не столь эфемерным.
 Во-первых, он обладал уникальной структурой и лозунгом. Ни одна секта не может похвастаться обладанием мудростью, накапливавшейся 2000 лет, в том числе схемой пути к духовному знанию, воплощенной в виде Сефирот. Попасть в Центр так же просто, как и к прилавку «Макдональдса». Вместо грамматического разбора философских догматов, написанных в архаическом стиле, приправленных неясными ссылками и сдобренных аллегориями, неофитам достаточно лишь выполнять описанный десятиступенчатый процесс, преодолевать который можно различными путями. Желающие могут попытаться расшифровать различные ключи в виде букв древнееврейского алфавита, но, согласно утверждению руководства Центра каббалы, это вовсе не обязательное, факультативное занятие.
 Нельзя не поражаться искусству, с которым древняя религиозно-философская система приспособлена к сиюминутным потребностям. Средневековые философы верили, что Сефирот представляет собой коридор к озарению. В наши дни многие калифорнийцы рассчитывают постичь кредо за месяц, считая каббалу, во-первых, модным развлечением, а также путем к познанию своего внутреннего мира и достижения знаний, недоступных другим.
 Берг и помощники - сыновья Карен Иегуди и Михаил — оказались блестящими коммерсантами. Каббала, являвшаяся на протяжении двух тысяч лет орудием мистического познания глубинных вопросов духовной жизни, оказалась преобразована в супермаркет, этакий «валмарт» модных духовных безделушек и развлечений. К 2005 г. в свет вышло более 20 книг и компакт-дисков, авторами которых являются Карен Берг и ее сыновья. Эти труды, такие, например, как двадцатитомная вариация на тему «Зохар» или пособие под названием «Бог красит губы», являются в лучшем случае успешным коммерческим предприятием для одурачивания простаков, а в худшем — издевательской насмешкой над древней традицией. Как бы испытывая своих последователей на легковерность, Берги изобрели множество добавочных продуктов, от каббалистических ароматических свечей и детской одежды до благословлённой минеральной воды и шкатулок из 72 камней, на каждом из которых невидимо начертаны различные имена Бога. Это, несомненно, проверка паствы на крепость веры, что и является сутью всей деятельности подобных организаций.
 Высота (или глубина) маркетинговой схемы Берга и компании оказалась достигнута благодаря ловким ходам, многократно проверенным за время существования человечества. Например, использованию небольшого куска красной ленты, который, как утверждается, был отрезан от длинной ленты, обвивавшей надгробье праматери Рахили. Верующих в каббалу уверяют в том, что, если ленту обвязать вокруг левого запястья особым, предписанным способом, то «мы сможем получить жизненную связь с защитными энергиями, окружающими могилу Рахили. Она также позволяет носить с собой мощную защитную энергию Рахили и непрестанно подпитываться ею. В поисках Света святых, таких, как Рахиль, мы можем использовать себе в помощь их благодетельные силы. Согласно каббале, Рахиль символизирует физический мир, в котором мы живем».
 Лента длиной в два фута и инструкция по ее применению продаются за 26 долларов.
 Завязывание ленточки, возможно, самая трудоемкая акция из всех, которые необходимо предпринять членам каббалы для достижения мудрости. Адепт обязан купить в Центре каббалы книги, но их чтения от него никто не требует. Берг и его инструкторы утверждают, что достаточно провести по страницам с печатными строчками кончиками пальцев в процессе «быстрой медитации», чтобы знания оказались усвоенными. Этот способ, несомненно, должен обрести популярность среди студентов колледжей, стремящихся за оставшуюся до экзамена ночь выучить весь курс науки.
 Благочестивые иудеи ужаснулись, а циники немало позабавились тем, что выдумка с освященной ленточкой и другие подобные изобретения из области якобы каббалы оцениваются столь дорого и воспринимаются публикой совершенно серье
Категория: Справочный материал | Добавил: TeRan (01.05.2009)
Просмотров: 888 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход

Поиск

Друзья сайта

  • Тоже город

  • I'm HackZone Member

  • KA4NI.RU

  • Обзор фото

    Статистика


    Rambler's Top100
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    TeRan inc. © 2024   Бесплатный хостинг uCoz