Принятую еще в школьных учебниках правдоподобность описания одной из
самых легендарных битв в истории России - Ледового побоища на Чудском
озере - поставил под сомнение калининградский историк и архивист
Анатолий Бахтин. Более двадцати лет он изучал те события по хроникам и
летописям и теперь утверждает, что лед на Чудском озере ни под кем не
трещал, а самое главное - тевтонские рыцари имели к этой битве весьма
опосредованное отношение.
Напомним традиционную версию тех событий, изложенную в учебниках.
На территории современной Эстонии обосновались немецкие
рыцари-крестоносцы, которые попытались захватить Псковскую землю. Они
подошли к стенам Пскова, и изменники из числа местной знати пошли с ними
на сговор, открыв ворота чужеземцам. Следующий удар немцы нанесли по
Новгородским землям, приблизившись к Новгороду. Оказавшись перед лицом
опасности, новгородские бояре обратились к великому князю Владимирскому
за помощью. Ярослав Всеволодович послал в Новгород сына Андрея. Но
задача оказалась тому явно не по плечу. Вскоре сам новгородский
архиепископ Спиридон явился к Ярославу, умоляя послать другого сына -
Александра.
Великий князь Ярослав понимал, что захват немцами Пскова таит в себе
опасность не только для Новгорода, но и для всей Руси. С огромным трудом
он собрал в разоренной Батыем Суздальской земле множество воинов и
отправил их на помощь Александру. Таким образом, в начале 1242 г.
Александр выступил из Новгорода на Псков. Его воины перекрыли все
дороги, ведущие к городу. Своим любимым приемом - внезапной атакой, "изгоном"
- Невский овладел городом. После этого, не теряя времени, он пошел на
Изборск и дальше, "в землю Немецкую". Узнав о том, что навстречу ему
идет большое рыцарское войско, Александр отступил к Чудскому озеру.
Вероятно, этот отход князь совершил умышленно. В его голове уже
появилась дерзкая идея сразиться с врагом на льду.
Утром 5 апреля 1242 г. многотысячное войско встретило врага,
выстроившись на льду Чудского озера, "на Узмени, у Вороньего камня".
Крестоносцы построились треугольником, острие которого было направлено
на русских. По сторонам этого живого треугольника - "великой свиньи", по
ироническому выражению русских летописцев - встали закованные в латы
всадники, а внутри него двигались легковооруженные воины. Осыпав
противника дождем стрел, воины Александра раздвинулись, пропуская
"великую свинью", а затем яростно ударили по ее флангам. Началась
тяжелая и кровопролитная битва. Вскоре ослабевший к весне лед - особенно
тонкий в этой части озера, на протоке - начал давать трещины. Кое-где,
не выдержав тяжести людей и боевых коней, он стал проваливаться. Первыми
шли ко дну самые знатные, богатые рыцари: их тяжелые доспехи весили по
два-три пуда. Упав с коня, рыцарь, закованный в латы, уже не мог
подняться без посторонней помощи. Уцелевшие рыцари обратились в бегство.
Победа Александра была полной.
Миф первый. "Не псы, а божьи дворяне"
Итак, по сложившемуся мнению, новгородцам 5 апреля 1242 года
противостояли рыцари Тевтонского ордена. Основанный в 1198 году на базе
одного из госпиталей в Палестине во время третьего Крестового похода
орден объединил немецких дворян ("тевтон" в переводе с латыни -
"немец"). Устав ордена содержал три строгих правила, которым
неукоснительно должны были следовать его члены: обет безбрачия,
безоговорочное подчинение старшим и отсутствие личной собственности.
Рыцарям запрещалось иметь серебряные и золотые украшения, подбивать
плащи ценным мехом, иметь своего коня и многое другое. При столь жестком
внутреннем укладе орден считался эталоном демократии того времени. Все
руководство, в том числе Великий магистр, было подотчетно рядовым
братьям-рыцарям.
- Прибывшие в Ливонию в 1237 году рыцари сразу же приступили к
переговорам с соседями, - рассказывает Анатолий Бахтин. - Практически
все приграничные споры были очень быстро урегулированы мирным путем. Тем
более что о военном способе решения конфликтов в то время и говорить не
приходилось: в Ливонию прибыли всего сорок рыцарей. С соседним Псковом у
ордена завязались самые дружественные отношения. И славянские, и
немецкие летописи хранят немало свидетельств о совместных военных
походах союзников против строптивых и агрессивных соседей. Именно этот
альянс и сыграл в итоге с рыцарями злую шутку. На Руси, в Новгороде и
Пскове, к членам ордена относились более чем уважительно. Достаточно
привести один бесспорный исторический факт: сразу же после Чудского
сражения князь Александр Ярославович распорядился построить в Пскове
католический храм. А прозвища "псы-рыцари" тевтонцы удостоились спустя
шесть веков благодаря неправильному переводу на русский язык трудов
Карла Маркса. Классик коммунистического учения употребил в отношении
тевтонцев существительное "монах", которое на немецком языке созвучно
слову "собака".
Миф второй. "Агрессоры или союзники?"
- Битва на Чудском озере была предопределена еще до появления тевтонцев
в Ливонии, - разъясняет суть исторической коллизии Анатолий Бахтин, -
самими же новгородцами, которые в 1232 году изгнали из города своего
князя Ярослава, сына псковского правителя Владимира и тезку отца
Александра Невского. Бежавший нашел дипломатическое убежище в Дорпатском
(современное название - Тарту) епископстве. Роль затворника явно не
устраивала изгнанного правителя: Ярослав Владимирович неустанно плел
нити заговора и подбивал местного епископа выступить против славян. За
возвращение трона князь обещал всестороннюю помощь в борьбе с языческой
Литвой. Первая попытка союзников выступить против Новгорода и возвратить
княжеский престол Ярославу состоялась задолго до появления тевтонцев в
Ливонии, спустя два года после бегства князя, и закончилась бесславно.
Новое согласие на ведение боевых действий глава местных католиков дал
только в 1240 году, после того как получил обнадеживающие вести из
Пскова: в бывшей вотчине отца Ярослава часть горожан во главе с боярином
Твердило Ивановичем обещала поддержку опальному князю.
Новый ландмейстер Ливонского отделения ордена, следуя церковной
иерархии, подчинился епископу и направил с войсками союзников двенадцать
своих рыцарей. Цифра, явно не способная серьезно повлиять на ход
кампании. Между тем Твердило Иванович сдержал слово: Псков сдался без
боя. Оставив в городе двух рыцарей-тевтонцев и небольшой отряд, союзные
войска отправились на Новгород. Так братья-рыцари стали разменной картой
в обыкновенной феодальной междоусобице славянских городов. И, между
прочим, за участие в кампании против русских магистр ордена Хайнрик фон
Вида весной 1241 года отстранил своего подчиненного от управления
Ливонским отделением рыцарского союза.
Миф третий. "И не было видно льда..."
- Сама хроника битвы была фальсифицирована, - считает Анатолий Бахтин. -
Не было там умопомрачительного столпотворения воюющих сторон, не было и
массового ухода людей под лед. В те времена доспехи тевтонцев по своему
весу были сопоставимы с вооружением русских ратников. Те же кольчуга,
щит, меч. Только вместо традиционного славянского шишака головы
братьев-рыцарей защищал ведрообразный шлем. Не было в те времена и
латных лошадей. Ни в одной из существующих хроник невозможно отыскать
рассказ о треснувшем льде Чудского озера, об ушедших под воду участниках
сражения.
Еще одна откровенная мистификация, которая оказала медвежью услугу, -
это количество участников сражения. В составлении русских летописей того
времени наверняка принимали участие имиджмейкеры, которые, для того
чтобы признать значимость победы или объяснить причины поражения, не
утруждали себя педантизмом. Количество воинов в те времена указывали
одним словом "бещисла", то есть несметное количество. Эта формулировка
дала повод псевдоисторикам в советские времена увеличить на порядок
количество участников битвы на Чудском озере. Как анекдот, звучали
нереальные и необоснованные цифры: восемнадцать тысяч со стороны
русских, пятнадцать - со стороны ордена. Между тем историческим фактом
является то, что большинство рыцарей Тевтонского ордена в тот период
проливали свою и чужую кровь в Палестине за Гроб Господень, а в целом
орден состоял примерно из двухсот восьмидесяти братьев-рыцарей. Так что
непосредственно на лед Чудского озера вышли биться не более двух
десятков тевтонцев.