Правила Ордена всадников Госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского
Я, Раймонд де Пюи, слуга нищих Христовых и страж Странноприимницы
Иерусалимской, с предварительно рассужденным согласием братьев моих и
всего Капитула, утвердил следующие правила в странноприимном доме св.
Иоанна Крестителя в Иерусалиме.
I. Каждый брат, который приемлется и вписывается в сей Орден, свято
хранит три обета: обет целомудрия, послушания и добровольной нищеты без
собственного стяжания.
II. И да не приемлет он большего, чем требуется ему для
существования; и да будут одежды его скромны, подобно скромности
Господа нашего, слугами коего называем мы себя. Ибо недостойно слуги
пребывать в роскоши и гордыне, когда Господин пребывает в скромности и
смирении.
III. И да будут его речи достойны; и пусть служат священники в
церкви службы в белых одеждах, и да будет в церкви постоянно свет, как
ночью, так и днем, и должно священникам посещать больных, неся им плоть
Господню.
IV. И ежели вынуждены братья по делам ехать в город или замок, то
не должно им путешествовать в одиночестве, а только вдвоем или втроем,
и не с теми, с кем они сами пожелают, но с теми, кого им назначат; и по
прибытии должно оставаться им вместе. И пусть не творят они ничего, что
смутит окружающих, а только то, что доказывает их святость. И когда они
будут в церкви, или доме, или каком еще месте, где есть женщины, пусть
они сохраняют скромность. И не должно женщинам омывать им головы, ноги
или застилать постель. И пусть Господь хранит их от этого.
V. И должно братьям, как духовным, так и военным, собирать
пожертвования в пользу бедных. И будучи в поисках крова и пищи, должно
им обратиться в церковь, а иначе приобретать ровно столько, сколько им
требуется, и ничего боле.
VI. И должно им в кратчайшие сроки передавать собранные
пожертвования главе обители, коему вменяется в обязанность также
взимать треть доходов с обителей, и все это вкупе передавать бедным.
VII. И не должно братьям, к какой бы обители они не принадлежали,
выступать с проповедями или собирать пожертвования, ежели не получили
они на то прямого указания. Но пусть получают посланцы кров, и пищу, и
свет в любой обители.
VIII. И не должно братьям носить яркие одежды и меха животных. И не
должно им потреблять пищу более двух раз вдень, а по средам и субботам
- вкушать мясо, кроме тех, кто слаб или болен. И не дозволяется им
также спать обнаженными.
IX. Но если один из братьев (да не случится такого никогда) впадет
в греховное прелюбодейство, позже сохранив сие в секрете, то пусть это
так и останется тайной; на него же должна быть наложена соответствующая
епитимья. Однако, если об этом станет известно и будут представлены
неопровержимые доказательства, то в городе, где это свершилось, после
воскресной мессы, когда люди будут покидать церковь, должно высечь
виновного розгами или ремнями пред лицом других братьев. И должен он
быть изгнан из нашего братства. И ежели затем Господь просветлит душу
этого человека, и он вернется в Братство, признав себя виновным и
раскаявшись во грехе, он должен быть принят обратно, но в течении
последующего года с ним будут обращаться, словно с чужаком, и наблюдать
за ним.
X. И ежели один из братьев вступит в спор с другим, и до
прокуратора обители дойдет жалоба по этому поводу, епитимья должна быть
следующей: он должен поститься в течение недели, в среду и пятницу лишь
на хлебе и воде, и есть без стола, прямо на земле. А ежели один брат
ударит другого, то он должен поститься в течение сорока дней. Если же
брат покинет обитель самовольно и после вернется, то он должен в
течение сорока дней есть на голой земле и поститься по средам и
пятницам, питаясь лишь хлебом и водой; и пусть в течении срока, равного
времени его отсутствия, обращаются с ним, равно как с чужаком.
XI. И должно во время трапезы соблюдать тишину, и не дозволяется
пить после повечерия. И также должно соблюдать тишину в постелях.
XII. И ежели брат не будет вести себя должным образом, и будут ему
сделаны два и более замечаний, а он, искушенный Дьяволом, не
исправится, должно послать его пешком с письменным докладом о его
прегрешении в магистрат, где он будет наставлен на путь истинный. И для
этого должно выдать ему сумму денег, достаточную для того, чтобы он
пришел сюда. И также не дозволяется рыцарю бить оруженосцев за любые
провинности, которые те могут совершить; но то должны решать все братья
. И пусть правосудие всегда свершается в полной мере.
XIII. И ежели один из братьев сокроет от главы обители деньги, а
после они будут найдены, должно повязать ему этот кошель на шею и
прогнать обнаженным через Иерусалимский Госпиталь или то место, где он
обитает. Затем должен он быть несильно побит одним из братьев и
поститься в течение сорока дней, по средам и пятницам на хлебе и воде.
XIV. И по всем братьям, умершим в обители, должно отслужить
тридцать литургий за душу каждого. И на первой из них каждый из братьев
должен поставить по свече. И если службу будет вести священник не из
ордена, то должно предоставить ему кров и пищу. И пусть все одежды
умершего будут отданы бедным. И пусть каждый из священников прочтет
Псалтырь, а каждый из братьев - 150 раз Отче Наш.
XV. И пусть все, сказанное выше, соблюдается с должной строгостью, во имя Господа нашего, и Девы Марии, и Святого Иоанна.
XVI. И пусть в обители, куда обратиться больной, исповедуется он
сперва в своих грехах священнику; после же пусть уложат его в кровать,
и кормят так же, как и братьев ордена, и ухаживают за ним подобно
лорду.
XVII. И если кто-либо из братьев из другой обители будет
уговаривать взбунтоваться против главы обители, да буден изгнан он из
нашего братства.
XVIII. И если окажутся вместе двое братьев, и один из них сойдет с
пути истинного, предавшись злу и порокам, то другой не должен
рассказывать об этом людям или Приору; сперва следует дать грешнику
шанс искупить свою вину; и ежели он этого не сделает, то должно
наказать его. И только если и после этого грешник не исправится, должно
записать его прегрешения и с этой бумагой отправить его к главе
обители, коий и выберет должное наказание.
XIX. И не следует одному брату обвинять другого, не будучи
способным это доказать; И если один брат обвиняет другого
бездоказательно, то он - лжец.
XX. И пусть все братья всех обителей, служащие Госпиталю Святого
Иоанна Иерусалимского, отныне и впредь носят на своей груди и также на
плащах своих крест в честь Господа нашего и Святого Распятия; и пусть
преданностью, трудолюбием и послушанием, как душой, так и телом
защищают правоверных христиан от сил Дьявола. Аминь.