Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей
науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому
искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики
запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение
«герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать
«простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми
вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка
Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая
называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что
родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона,
поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения.
Колыбелью химии принято считать Александрийскую академию. Основанная
Александром Македонским в 332 г до н.э. новая столица Египта –
Александрия – быстро стала крупнейшим торговым и культурным центром
античного Средиземноморья. Птолемей Сотер, соратник Александра, ставший
после смерти последнего (323 до н.э.) царём Египта, основал
Александрийскую академию, которая вместе с созданным при ней крупнейшим
хранилищем античных рукописей – Александрийской библиотекой (около 700
000 рукописей) – просуществовала около тысячи лет (до VII в. н.э.). С
академией связаны имена таких выдающихся мыслителей античности, как
Евклид, Архимед, Птолемей. Греки принесли в Египет свою
натурфилософию, прежде всего учение Платона и Аристотеля. В самом
Египте имелась высокоразвитая ремесленная химия, причём её существенное
отличие от греческой заключалось в сосредоточении ремёсел вокруг
храмов, прежде всего храмов египетского бога Тота (Джехути). В храмах
используемые рецептуры и технологические процессы тщательно
записывались, сохранялись и оберегались от непосвящённых; в то же время
они тесно связывались с астрологией и магическими обрядами.
Практическими знаниями в Египте (в отличие от Греции), таким образом,
обладали не только простые ремесленники – рабы и представители низших
классов свободных людей, но и жрецы – достаточно образованные люди,
занимающие высокое социальное положение. Именно в Александрийской
академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и
практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого
соединения и зародилась новая наука – khemeia. Само название химии
обычно считается происходящим от древнего названия Египта – Кем или Хем
– и, по-видимому, оно должно было означать нечто вроде "египетского
искусства". В результате объединения практических знаний египетских
жрецов и натурфилософии произошли два взаимообусловленных процесса: 1.
Эллинизация "священного тайного искусства" египетских жрецов.
Практические знания приобрели "теоретическую базу" в виде
платовско-аристотелевского учения о четырёх элементах-стихиях. 2.
Мистификация натурфилософии. В рациональную систему Аристотеля были
привнесены посылки Пифагора о важнейшей роли числа и прочие мистические
элементы, изначально совершенно нехарактерные для аристотелевской
метафизики. Родившаяся в Александрии алхимия сразу же
обзавелась небесным покровителем – им стал египетский бог Тот (Джехути)
– бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов,
священных книг, создатель календаря, аналог греческого Гермеса,
вестника богов, бога торговли, обмана и т.п.
Голова Гермеса
Тот-Гермес часто отождествляется с легендарным основателем алхимии
Гермесом Трисмегистом (Трижды Величайшим), которому, по мнению
алхимиков, люди обязаны существованием письменности, календаря,
астрономии и пр. В Александрийской академии лаборатории "священного
искусства" размещались в главном здании академии – храме Сераписа (храм
жизни, смерти и исцеления). На протяжении всего своего существования
алхимия оставалась наукой герметической – закрытой для непосвящённых.
Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы;
именно в александрийской алхимии сформировалась традиционная
металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных
тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели.
Впрочем, в европейской алхимической традиции ртуть зачастую металлом не
считалась, поскольку в Библии она не упомянута. Основой всех
алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была
подробна разработана греческими философами, такими как Платон и
Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из
одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре элемента:
огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам
пятый - квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили
фундамент того что принято называть алхимией.
Важнейшие алхимические знаки
Триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью теории единства
серы, ртути и соли являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в
ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми
присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух,
Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и
тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с
теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует
элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если
при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип
соответствия, который на практике означает что химические и физические
процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе
человека получим: Сера - бессмертный дух (то что без остатка исчезает из материи при обжиге). Ртуть - душа (то что соединяет тело и дух). Соль - тело (то материальное что остается после обжига).
Сера и ртуть также рассматривались как отец и мать металлов. При их
соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает
изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и
блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим
теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска
первовещества. Найдя его он путем специальных операций низводил его до
первоматерии, после чего прибавив к ней нужные ему качества получал
философский камень. Идея единства всего сущего символически
изображалась в виде гностического змея уробороса (ouroboros) - змея
пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы. К
числу несомненных практических достижений греко-египетских алхимиков
следует отнести открытие явления амальгамирования металлов (описано
Диоскоридом, I век н.э.). Александрийскими алхимиками был
усовершенствован способ извлечения золота и серебра из руд, для чего
широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели.
Амальгаму золота начали применять для позолоты. Алхимиками был
разработан также способ очистки золота купелированием – нагреванием
руды со свинцом и селитрой. Помимо практического значения,
уникальная способность ртути образовывать амальгаму привела к появлению
представления о ртути, как об особом, "первичном" металле. Тому же
способствовали и необычные свойства соединения ртути с серой –
киновари, – которая в зависимости от условий получения имеет различную
окраску – от красной до синей. Первым значительным представителем
александрийской алхимии, имя которого дошло до наших дней, являлся
Болос Демокритос из Менде, известный ещё как Псевдо-Демокрит (ок. 200
до н.э.). Написанная Болосом книга "Физика и мистика" состоит из
четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и
пурпуру. У Болоса впервые сформулирована идея трансмутации металлов –
превращения одного металла в другой, прежде всего неблагородных
металлов (свинца или железа) в золото, ставшая основной задачей всего
алхимического периода. Следует отметить, что возможность
трансмутации обосновывалась алхимиками на основе теории четырёх
элементов-стихий. Сами элементы, сочетанием которых образованы все
вещества, способны превращаться друг в друга. Поэтому превращение
одного металла, составленного из этих элементов, в другой металл,
составленный их тех же элементов в другом сочетании, считалось лишь
вопросом метода (искусства). Практической предпосылкой возникновения
идеи трансмутации могло быть известное с древности резкое изменение
окраски и свойств металла при введении некоторых добавок (например,
цвет известной с IV тысячелетия до н.э. мышьяковистой меди варьируется
от белого до красноватых и золотистых оттенков). Осуществление
трансмутации металлов и составило основную задачу алхимии на протяжении
всего её существования. Первые описания способов изготовления сплавов,
подобных благородным металлам, имеются уже в работе Болоса; в
частности, там описывается приготовление латуни – жёлтого сплава меди с
цинком, каковой сплав, по мнению Болоса, являлся золотом. Ещё одно
дошедшее до нашего времени сочинение александрийского периода –
энциклопедия, которую около 300 г. написал Зосим Панополит. В этой
книге, представляющей собой производственные рецептуры, обильно
сдобренные мистикой, им сведены все знания по алхимии, собранные за
предыдущие пять или шесть веков. Зосим определял алхимию как искусство
делания золота и серебра, причём особо указывал на запрет разглашения
тайн этого искусства. Помимо упомянутых собраний рецептур, от
александрийского периода осталось также и множество герметических
текстов, представляющих собой попытку философско-мистического
объяснения превращений веществ, к числу которых относится и знаменитая
книга "Изумрудная скрижаль" ("Tabula smaragdina") Гермеса Трисмегиста
(оригинал книги считается утраченным). В целом следует отметить, что об
александрийском этапе алхимии известно очень мало, т.к. Александрийская
библиотека была практически полностью уничтожена. Кроме того,
римский император Диоклетиан (243-315), дабы исключить возможность
получения дешёвого золота, приказал уничтожить все труды по алхимии.
Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской
империи при императоре Константине (285-337) привело к ещё большим
гонениям на алхимию, пронизанную языческой мистикой и в силу этого,
безусловно, являющуюся ересью. Поскольку средоточением естествознания и
античной философии являлась Александрийская академия, она неоднократно
подвергались разгромам фанатиками-христианами. В 385-415 гг. были
разрушены многие здания Александрийской академии, в т.ч. и храм
Сераписа. В 529 г. римский папа Григорий I запретил чтение древних книг
и занятие математикой и философией; христианская Европа погрузилась во
мрак раннего средневековья. Формально Александрийская академия
прекратила свое существование после завоевания Египта арабами в 640 г.
Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке
сохранялись какое-то время в Византийской империи (крупнейшая коллекция
алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции),
а затем они были восприняты арабским миром.
Гермес, в
греческой мифологии вестник олимпийских богов, покровитель пастухов и
путников, бог торговли и прибыли. Сын Зевса и Майи, Гермес родился в
Аркадии в пещере горы Киллены. Еще будучи младенцем, он ухитряется
украсть коров у Аполлона. Коровы возвращают хозяину, но Гермес из
панциря черепахи изготовил впервые семиструнную лиру и музыка его
звучит так чарующе, что Аполлон дает ему коров в обмен на лиру. Гермес
в придачу к лире вручил и свирель, за что Аполлон подарил ему волшебный
золотой жезл и научил гадать. Жезл Гермеса обладает силой усыплять и
пробуждать людей, примирять враждующих. Другой непременный атрибут
Гермеса — волшебные крылатые золотые сандалии. Благодаря хитрости и
обману Гермес освобождает Ио от Аргуса, надев шлем Аида, побеждает
гигантов. Искусство плутовства он передает своему сыну Автолику. Другой
сын — Пан — выступает как воплощение пастушеской ипостаси Гермеса.
Гермес одинаково вхож в мир живых и мертвых, он является посредником
между людьми и богами, между людьми и обитателями аида. Он нередко
выступает как покровитель героев: матери Фрикса и Геллы Нефеле он
вручает златорунного барана, Персею — меч, своему потомку Одиссею
открывает тайну волшебной травы, спасающей от колдовства Цирцеи. Он
умеет открывать любые узы, помогает Приаму проникнуть в стан ахейцев к
Ахиллу. Гермес в поздней античности почитался как Трисмегист
(отождествленный с египетским Тотом ), с которым связывались оккультные
науки и герметические (т. е. закрытые) сочинения. Отсюда произошли
герметизм и герменевтика. Гермес — бог-олимпиец, но его образ восходит
к божеству догреческого, возможно, малоазийского происхождения. Его имя
производят от наименования древних фетишей-герм — каменных столбов или
груд камней, которыми отмечали места погребений, дороги, границы. В
Древнем Риме с Гермесом отождествляли Меркурия. Тот,
древнеегипетский бог, покровитель алхимии. Тот – в древнеегипетской
мифологии бог луны, мудрости, письма и счёта, покровитель наук, писцов,
священных книг и колдовства. Центром культа Тота был г. Гермополь
Великий. Как бог ночного светила, считался "наместником Ра", когда
тот ночью ходил по преисподней; как бог времени, был покровителем
долголетия, престолонаследия и вообще наследства, богом мер и весов,
правосудия и правды; как бог премудрости – изобретателем иероглифов,
автором священных книг, магом, богом библиотек, присутственных мест,
покровителем ученых и чиновников, учредителем финансов, словом –
виновником и покровителем государственного и мирового порядка. Он был
визирем у Осириса и Гора, когда те правили Египтом, был секретарем и
вестником богов; на загробном суде Осириса Тот ведал записью деяний
умершего. В мире богов Тот являлся судьей между Гором и Сетом,
присутствовал при мироздании и своими изречениями содействовал
расчленению хаоса. Поздние египетские тексты величают Тота "сердцем
Ра", "гортанью Амона", "владыкой времен"; постоянный эпитет Тота –
"владыка словес бога" – указывает на него, как на носителя откровения,
посредника между верховным божеством и миром. Эпитеты "дважды
великий" и "трижды величайший", появляющиеся в поздние эпохи египетской
культуры, перешли в греческую письменность в форме Ερμής ο Τρισμέγιστος,
которую стали прилагать и к отожествленному с Тотом Гермесу.
Изображался Тот в виде ибиса или павиана, а также человека с головой
ибиса. Текст "Изумрудной скрижали" ("Tabula smaragdina") Гермеса Трисмегиста Не ложь говорю, а истину изрекаю. То,
что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому,
что внизу. И всё это только для того, чтобы свершить чудо
одного-единственного. Точно так же, как все сущие вещи возникли из
мысли этого одного-единственного, так стали эти вещи вещами
действительными и действенными лишь путём упрощения применительно
случаю того же самого одного-единственного, единого. Солнце – его отец. Луна – матерь его. Ветер вынашивает его во чреве своём. Земля вскармливает его. Единое, и только оно, – первопричина всяческого совершенства – повсеместно, всегда. Мощь его есть наимощнейшая мощь – и даже более того! – и явлена в безграничии своём на Земле. Отдели же землю от огня, тонкое от грубого с величайшей осторожностью, с трепетным тщанием. Тонкий,
легчайший огнь, возлетев к небесам, тотчас же низойдёт на землю. Так
свершится единение всех вещей – горних и дольних. И вот уже вселенская
слава в дланях твоих. И вот уже – разве не видишь? – мрак бежит прочь.
Прочь. Это и есть та сила сил – и даже ещё сильнее, – потому что
самое тончайшее, самое легчайшее улавливается ею, а самое тяжёлое ею
пронзено, ею проникновенно. Так, так всё сотворено. Так! Бессчётны и удивительны грядущие применения столь прекрасно сотворенного мира, всех вещей этого мира. Вот почему Гермес Трижды Величайший – имя моё. Три сферы философии подвластны мне. Три! Но... умолкаю, возвестив всё, что хотел, про деяние Солнца. Умолкаю.