Возрождение интереса к истории, вызвавшее появление многих
военно-исторических и реконструкторских клубов, привело и к появлению
популярной литературы на исторические темы, в том числе посвященной
старинному оружию. К сожалению, не всегда понятно, чем пользовались
современные авторы, рождая легенды об арбалетных стрелах весом по 450
грамм (спецвыпуск журнала "Оружие", посвященный арбалетам) или о
"славянских луках", пробивавших все подряд, в особенности мифические
"кольчуги из дамасской стали" (хотя в данном случае скорее всего
использовались данные из книги "Воспоминания о прошлом", посвященной
реконструкции в археологии). В результате количество людей, способных
серьезно верить в то, что японский меч весил 4 килограмма или в то, что
стрела из длинного лука пробивала рыцаря навылет, растет с
катастрофической быстротой.
И дело тут не столько в легковерии, сколько в недоступности более
или менее достоверных данных. Эта небольшая заметка представляет собой
попытку собрать довольно скудную и не всегда доступную информацию о
возможностях, изготовлении и стрельбе из сложного лука, на примере
турецких луков. Основными источниками являлись: Payne-Galvey, Ralph
"The Crossbow"; Sadik Tekeli "Turkish bows and arrows" (в книге
"Military Museum collections"), а также материалы сайта ATARN -
Азиатской Ассоциации Традиционной Стрельбы из Лука.
Совсем чуть - чуть про историю сложных луков
Эскимосский лук
По
одной из отечественных классификаций, луки принято разделять на
простые, усиленные и сложные (среди которых иногда выделяют еще
сложносоставные). Самыми древними луками, безусловно, являются простые,
изготовленные из одного куска дерева. Однако простота обманчива: для
того, чтобы получить хороший лук, а не палку с веревочкой, требования к
такому куску предъявлялись чрезвычайно высокие. Английские короли
вынуждены были даже брать часть пошлин с иностранных купцов тисом,
чтобы обеспечить армию простыми луками в нужных количествах.
Поэтому все народы, активно использовавшие лук для охоты и войны,
рано или поздно приходили к идее усиления или улучшения свойств
деревянной основы за счет дополнительных упругих элементов, создавая
конструкции, которые принято назвать "усиленными" луками. Такие луки
хорошо известны по этнографическим данным, и вполне возможно, что
первые усиленные конструкции походили на луки эскимосов и алеутов,
умудрившихся при изготовлении обойтись совсем без клея: лук усилен
"внешней тетивой", а костяные накладки, обеспечивавшие жесткость в
месте изгиба плеч и на рукояти, примотаны сухожильной нитью, или на
"двойные луки", использовавшиеся некоторыми племенами
североамериканских индейцев для охоты на крупного зверя.
Лук 9 века из могильника "Мощевая балка"
Известны
так же конструкции усиленные с помощью "композита" из костного клея и
сухожилий, применявшиеся в разное время разными народами. Например,
найденный в Туве скифский лук середины первого тысячелетия до нашей эры
по конструкции был практически идентичен луку калифорнийских индейцев,
сделанному в прошлом веке: деревянное основание (кибить), оклеенное по
спинке сухожилиями (в скифском варианте использовалась береза, а
готовый лук был оклеен кожей налима). В неолитических могильниках
Ангары находили роговые пластины которыми усиливался длинный, в рост
человека, охотничий лук - словом эксперименты по усилению конструкции
проводились на обширной территории независимо друг от друга.
Кроме выигрыша в силе лука, и большей свободы в выборе дерева для
основы, древние мастера получили возможность более точно прогнозировать
свойства и поведение плеч. Дальнейшим логическим развитием этой
конструкции стал сложный лук.
Усиленный дополнительным слоем упругого материала (дерева или
рога), с жесткой рукоятью посередине и жесткими "ушами" на концах,
сложный лук был дорогим, мощным и достаточно компактным оружием (по
сравнению с простым луком аналогичной мощности). Особую популярность он
приобрел у кочевников и у тех народов, которым приходилось с этими
кочевниками сталкиваться. Сложносоставной лук практически не отличается
по виду от сложного. Главное отличие его заключается в том, плечи лука
изготавливаются по отдельности и приклеивались к рукояти. Конструкция
получилась более экономичной (заготовка могла быть в два раза короче,
чем для сложного лука), а главное плечи получались практически
идентичными по свойствам (и на верхнем, и на нижнем волокна шли в одном
направлении: от рукояти).
Спорт султанов
Турецкий лук
Сложные
луки, сочетавшие в себе компактность, мощность и отменную упругость
оставались самыми совершенными луками вплоть до появления луков
современных синтетических материалов. Их широкое распространение
сдерживало только то, что они были сложны в изготовление, а подготовка
действительно хорошего лучника занимала очень много времени. Зато
результаты такой подготовки впечатляли даже тогда, когда реальное
применение луков в военном деле было весьма ограничено. В Турции
стрельба из лука была одним из национальных видов спорта, много
внимания которому по традиции уделяли султаны.
Большинство достоверных свидетельств о характеристиках сложных
луков относятся к 18-19 веку, когда европейцы, заинтересовались уже
ставшим архаичным оружием. Cэр Роберт Эйнсли, собиравший в 1797 году по
просьбе сэра Джозефа Бэнкса в Стамбуле информацию о турецкой стрельбе
из лука приводит в своем отчете следующие цифры: "Перевод надписей на
некоторых мраморных колоннах воздвигнутых в Ок Мейдан ("месте стрелы")
в честь знаменитых лучников
• Ак Сирали Мустафа пустил две стрелы, которые пролетели 625 ярдов
• Омер Ага выстрелил на 628 ярдов
• Сеид Мухамед Эфенди, зять Шербетсы Задэ - на 630 ярдов
• Султан Мурад - 685 ярдов
• Хаги Мохамед Ага пустил стрелу на 729 ярдов
• Мухамед Ашур Эффенди пустил стрелу, вонзившуюся в землю на расстоянии в 759 ярдов
• Ахмед Ага ... при Султане Сулеймане Законодателе выстрелил на 760 ярдов
• Паша Огли Мехмед выстрелил на 762 ярда
• Ныне здравствующий адмирал Хуссейн Паша пустил стрелу, вонзившуюся в землю на расстоянии в 764 ярда
• Пилад Ага, казначей Халиба Паши - 805 ярдов
• Халиб Ага - 810 ярдов
• Ныне правящий Султан Селим пустил стрелу, вонзившуюся в землю на
расстоянии в 838 ярдов Вторая стрела, пущенная султаном, пролетела
почти столько же.
Сипер
Эти
цифры вряд ли были подтасовкой или лестью: незадолго до этого (в 1795
году) на поле около Лондона секретарь турецкого посольства поразил
английских джентльменов - любителей стрельбы из лука - пустив стрелу на
482 ярда, что почти на 150 ярдов превышало тогдашний английский рекорд
дальности (335 ярдов). Конечно, немалую роль в этих достижениях сыграло
использование при стрельбе "на дальность" особых стрел - очень легких и
коротких по сравнению с боевыми. Для того, чтобы полностью растянуть
тетиву при использовании таких стрел, турки применяли СИПЕР -
желобок из кости или рога, крепившийся на запястье и служивший
направляющей для стрелы (как канавка на ложе некоторых арбалетов). Но
все равно, для того чтобы пустить даже легкую стрелу на такое
расстояние, лук должен быть чрезвычайно мощным. Сила, необходимая для
натяжения турецкого лука могла достигать 80 кг (во время одной из
современных попыток получить данные о мощности и дальнобойности луков
экспериментальным путем, экспериментаторам пришлось натягивать такой
лук двумя руками - лежа на спине и уперев ноги в рукоять лука). Да и в
1795 году никто из английских лучников не смог полностью растянуть лук
секретаря посольства, хотя пытались многие, в том числе Томас(?)
Варинг, хороший стрелок лучник и известный изготовитель стрел и луков.
Использование сипера
Стрельба велась не только на дальность. Одним из экспонатом
стамбульского Музея Армии является граненый стакан, дно которого
насквозь пробито стрелой. Сделано это было (судя по стакану) в 19 веке,
то есть тогда, когда лук уже был в основном спортивным снарядом. Роберт
Эйнсли пишет:
Турецкий лук способен пробить обычной стрелой на
расстоянии, превышающем 100 ярдов, доску толщиной в половину дюйма,
причем наконечник и древко стрелы буду торчать на 3-4 дюйма. Такая
пробивная сила была сравнима с пробивной силой огнестрельного оружия
середины 18 века: в "Тактическом Наставлении Прусской Армии",
написанном Фридрихом Великим, рекомендуется открывать огонь на
дистанции в 300 шагов, но при этом отмечается, что эффективным он
становится только на расстоянии в 200 шагов (около 160 метров).
Испытания прусского мушкета, проведенные в 1810 году, показали, что
только 50 из 100 пуль способны на таком расстоянии пробить сосновую
доску толщиной в дюйм(Payne-Gallwey "The Crossbow", p. 39).
Ремесло султанов
Понятно, что изготовление хорошего лука требовало большого
мастерства, и ремесло мастера-лучника считалось искусством, которым не
брезговали и султаны: "Оcманским правителям с древнейших времен
полагалось жить собственным трудом, и в соответствии с эти положением
каждый из них овладевал каким-нибудь ремеслом или искусством, причем
большинство предпочитало искусство выделки стрел и луков...
Все материалы тщательно отбирались. Сначала делалась деревянная
основа, для изготовления которой предпочитали использовать татарский
клен (Acer Tartaicum) из определенных районов Анатолии. Иногда
использовалась вишня, но считалось, что луки из нее со временем
деформируются. Роговые пластины вырезались из рогов крупного рогатого
скота (буйволов и быков), разводившихся в западной Турции. Ножные
сухожилия быков и буйволов использовали для оклейки спинки лука и
приготовления клея.
Мастера лучники предпочитали использовать древесину ветвей, а не
ствола. Срезанные ветви 8-10 сантиметров диаметром расщеплялись
пополам, чтобы получит заготовки для двух луков. После предварительной
обработки заготовку размачивали в холодной воде, потом нагревали на
огне и придавали нужный изгиб на специальной доске.
Затем на брюшке лука специальным ребристым скребком процарапывались
параллельные канавки. Такие же канавки процарапывались на внутренней
стороне роговых пластин, и служили для улучшения качества склейки.
Роговые пластины намазывались горячим сухожильным клеем с внутренней
стороны, и плотно приматывались веревкой к рогам лука. После застывания
клея веревку снимали, и приступали к наклейке сухожилий.
Сухожилия предварительно разбивали и расчесывали, так что они
превращались в пучки тонких прозрачных волокон. Пучки тщательно
промачивали сухожильным клеем и выкладывали вдоль спинки лука. Толщина
и равномерность сухожильного слоя в значительной мере определяли
свойства лука, и поэтому говорилось что "искусство мастера определяется
его умением выкладывать сухожилия".
После накладки сухожилий, лук оклеивался тонкой кожей или шелком,
окрашивался и расписывался. Готовый лук больше года должен был
"дозревать" в темном, сухом помещении. Наиболее ценные экземпляры
выдерживались по пять и более лет, поскольку считалось, что чем дольше
"выдержка" лука, тем он лучше (к сожалению, это не применимо к тем
лукам, которые можно сейчас видеть в музеях, поскольку обычно они
экспонируются в натянутом состоянии, что приводит к деформациям,
ссыханию и утрате гибкости. В упоминавшемся выше современном
эксперименте, стрела из музейного лука пролетела меньше 100 метров).
Таким образом, процесс изготовления хорошего лука мог занимать до
пяти лет. Неудивительно, что произведения мастеров ценились очень
высоко: некоторые китайские ученые объясняют полное отсутствие остатков
луков даже в таких богатых погребениях, как могила Цинь Ши Хуань-Ди,
нежеланием бесполезно тратить "стратегически важное оружие" (ATARN)
Стрельба из турецкого лука
Кольцо лучника
При
стрельбе из турецкого лука, в отличии от европейского, тетива
натягивается большим пальцем, а не указательным и средним. Для защиты
подушечки большого пальца на него одевалось специальное "кольцо лучника"
с характерным выступом (некоторые китайские кольца делались в виде
цилиндров). Тетива зацеплялась большим пальцем, который, в свою
очередь, удерживался указательным и средним.