Д.Р.Жантиев,
И.Ю.Кудряшов
Первый Крестовый Поход
18 мая 1096 года войско крестоносцев под командованием графа Эмихо
Лейнингенского подошло к стенам Майнца и потребовало впустить их в
город. Архиепископ Майнцский Рутхард три дня не впускал христово
воинство в пределы города, но потом уступил. Храбрые воины ворвались в
еврейские кварталы и устроили резню. За несколько дней погибла вся
еврейская община Майнца - самая большая община в Европе, больше тысячи
человек (притом, что редкий город Европы населяло более 5000). Была
сожжена синагога, в которой проходили ежегодные съезды раввинов Европы.
Масштабные погромы прошли в городах Руан, Реймс, Верден, Кельн, Шпейер,
Вормс, Трир, Магдебург, Прага, Мец, Регенсбург и других. Крестовые
походы начались с погромов и грабежей. Но это не было просто
проявлением антисемитизма - грабежи и разбой для рыцарей были делом
обыкновенным, а евреи просто попали под горячую руку, да и предлог был
легко найден - "Их предки распяли Его, так отомстим же им". Тот же
Эмихо Лейнингенский перед отправлением в Святую землю, чтобы запастись
на дорогу деньгами, ограбил несколько церквей, а один из лидеров
Первого крестового похода Готфрид Бульонский, герцог Нижней Лотарингии
регулярно занимался разорением монастырей в своих владениях. Когда колонны крестоносцев двинулись, наконец, в поход, их
путь был повсюду (еще в христианских землях) отмечен пожарами и
разбоем. Норманнские рыцари Боэмунда Тарентского чинили насилия над
жителями Эпира, Македонии и Фракии, через которые проходили, а один из
городов полностью разрушили - в нем жили павликиане (одно из
ответвлений христианской церкви). Столь же диким разбоем ознаменовался
проход французских рыцарей графа Раймонда Тулузского через Далмацию -
жители прятались в горах и, как писал один из участников похода,
"вооруженным рыцарям нелегко было преследовать этих безоружных
разбойников". Во Фракии французские крестоносцы взяли штурмом и
разграбили города Руссу и Редесто. Но "подвиги" христова воинства в
Европе блекнут перед их деяниями по ту сторону Босфора. Для цивилизаций Востока и Византии рыцари Европы были
варварами - франками и норманнами - бесчинства, чинимые ими на Балканах
и даже в окрестностях самого Константинополя, заставляли относиться к
ним соответственно. При прохождении через византийские земли к ним была
приставлена многочисленная печенежская конница, чтобы не допускать
безобразий - варвары должны были конвоировать варваров. Дикие обычаи и
повадки поражали византийцев - во время одного из официальных приемов у
императора один из рыцарей даже уселся на трон. Арабо-мусульманская цивилизация в IX - XI веках достигла
своего наивысшего расцвета. Именно в это время окончательно сложилась
система мусульманского права, с развитием арабского литературного языка
и письменности обогащается поэзия и литература, созданы выдающиеся
произведения в области теологии, философии, истории, географии,
филологии, математики, медицины, химии. Достаточно сказать, что закон
Всемирного тяготения, известный как закон Ньютона, был известен арабам
за 500 лет до рождения английского физика. В плеяду ученых и
литераторов вливаются и обратившиеся в ислам представители других
народов (персы, греки, тюрки и др.). На арабский язык переводятся
многие произведения древнегреческих, римских, византийских, персидских
и индийских мыслителей, подчас предававшиеся забвению на родине своих
создателей и "открытые" позднее лишь благодаря арабским переводчикам.
Неудивительно, что сочинения Аристотеля, Евклида, Птолемея, Гиппократа
и Архимеда были известны в Европе преимущественно в латинских переводах
с арабского. Значительного развития достигли у арабов
естественнонаучные знания. Уже в IX веке (на 7 веков раньше, чем в
Европе) на арабском Востоке строятся первые обсерватории, создается
небесный глобус, так что позднее европейская астрономия пополнится 210
арабскими названиями звезд. Картография также достигла невиданных
успехов по сравнению с Западной Европой, поэтому "просвещенные"
европейские монархи заказывали карты у арабских картографов. С развитием космогонии и географии тесно связаны достижения в
области алгебры (слово арабского происхождения) и геометрии. И сегодня
большая часть населения Земли пользуется арабскими цифрами. Множество
химических соединений были впервые получены и описаны именно арабами, а
порох стал известен на Западе, опять же, лишь благодаря арабскому
"посредничеству". В IX веке на мусульманском Востоке уже измеряли
удельный вес драгоценных и полудрагоценных камней, арабская медицина
господствовала в Европе вплоть до XVI века, арабские врачи применяли
лекарства растительного, животного и минерального происхождения, делали
сложнейшие хирургические операции. Как справедливо отметил известный французский историк Жак Ле
Гофф, в X - XIII веках Восток явно превосходил Запад по степени
развития денежного хозяйства, городской цивилизации и производству
предметов роскоши. В этой связи тем более смешным представляется образ
крестоносца как носителя "высокой европейской культуры" - обитателям
преимущественно деревянных замков (каменными они станут лишь в XIII -
XIV веках) и небольших городков (город в 5000 жителей считался в Европе
XI века уже довольно крупным) суждено было встретить на Ближнем Востоке
высокоразвитую городскую культуру ("среднестатистический" арабский
город Сирии и Палестины в эпоху крестовых походов насчитывал 30-40
тысяч жителей).
Мы хотели вначале сравнить уровень развития цивилизаций
арабской и европейской; однако оказалось, что сравнивать не с чем - они
находились не то чтобы на разных уровнях - они различаются скорее не
количественно, а качественно. Для христиан, а точнее, для крестоносцев, крестовые походы
были (во всяком случае провозглашались) священной войной против
"неверных". Однако с противоположной стороны не было никакой
религиозной нетерпимости. Согласно исламскому вероучению, христиане,
наряду с иудеями, являются "людьми писания", то есть, представителями
религиозных общин, которым божественное Писание было ниспослано раньше,
чем мусульманам. По мнению мусульман, христиане и иудеи со временем
исказили божественные тексты и заветы Аллаха, однако, в случае
праведного поведения в земной жизни, любой из "людей писания" имеет
шансы на спасение в день Страшного Суда. В мусульманских странах, как в
Средние Века, так и в наши дни, представители господствующей религии
веротерпимо относились к христианам и иудеям, последние могли открыто
отправлять свои религиозные обряды, иметь церкви и синагоги, то есть,
считались находящимися под особым покровительством мусульман. Известно,
в частности, что как до начала Крестовых походов, так и после их
завершения, мусульманские правители не чинили практически никаких
препятствий христианским паломникам к Гробу Господню. Положение христиан и иудеев в странах ислама было значительно
более благоприятным, чем положение иноверцев в странах Европы. С точки
зрения христиан, мусульмане являлись неверными, не смывшими с себя
первородного греха (а следовательно, уже обреченными на адские муки),
врагами Господа, о примирении с ними не могло быть и речи. В глазах
христиан мусульмане были "недочеловеки". Вполне естественно, что
разжигание католического фанатизма в ходе подготовки к первому
крестовому походу лишь обостряло религиозную нетерпимость "слуг Гроба
Господня". Священная война в своем неистовстве привела к худшим
эксцессам, начиная с еврейских погромов в Майнце и других европейских
городах и кончая чудовищной резней во взятом крестоносцами Иерусалиме
(вырезано практически все мусульманское население города - около 70
тысяч человек, в том числе женщины, дети, старики). Для сравнения
следует сказать, что ни в одном взятом в период многочисленных войн
христианском городе арабы-мусульмане никогда не устраивали ничего
подобного иерусалимскому кошмару 1099 года. Например, после отвоевания
Иерусалима Салах ад-Дином в 1187 году все "франки" были выпущены им из
города за определенный выкуп, но резни вовсе не было. Неудивительно, что иудеи и даже восточные христиане
предпочитали жить под властью мусульманских, а не европейских
христианских правителей. Когда турки-сельджуки завоевали Малую Азию у
Византии, это означало для многих христианских общин освобождение от
религиозных притеснений со стороны православной церкви, считавшей их
еретиками. Со стороны исламских же правителей, как мы уже говорили, не
было религиозного притеснения в какой-либо форме. И не потому, что они
были "добрыми" или "хорошими" - такое отношение к христианам вытекало
из самой природы Ислама. Пополнения, которые прибывали к крестоносцам из Европы,
органично вливались в рыцарское войско - католическая церковь заменяла
смертную казнь за уголовные преступления паломничеством в Святую землю
- воры, убийцы, беглые монахи составляли в значительной степени
подкрепления, которые направлялись крестоносцам.
21 октября 1097 года войска крестоносцев подошли к стенам
одного из самых богатых городов Востока - Антиохии. Долгая осада не
приносила успеха, когда же ночью 3 июня 1098 года благодаря
предательству рыцари смогли ворваться в город, они устроили там
настоящий разгром, стремясь вознаградить себя за долгие месяцы осады.
Город был разграблен дочиста, многие жители были убиты, захвачены и
уведены в плен. Крестоносцы не делали различия между мусульманами,
христианами и иудеями - убивали всех, кто попадался им на пути. Все
площади были завалены убитыми, "так что никто не мог находиться там
из-за сильного зловония; никто не мог пройти по улицам иначе, как шагая
по трупам" - сообщает современный хронист.
Иерусалим был конечной целью похода крестоносцев; его защищала
всего тысяча воинов, поэтому город пал сравнительно быстро: 7 июня 1099
года рыцари подошли к нему, а 15 июля взяли штурмом. Даже разгром
Антиохии бледнеет перед судьбой Иерусалима. "Войдя в город, наши
пилигримы гнали и убивали сарацин до самого храма Соломонова... Наши
похватали в храме множество мужчин и женщин и убивали, сколько хотели"
- писал норманнский хронист. Погибла и вся еврейская община города -
иудеи собрались в большой синагоге и были сожжены там крестоносцами. В
мечети халифа Омара ("Соломонов храм") погибло не менее 10 тысяч
мусульман. Убийства перемежались с молитвами, после которых рыцари
вновь переходили к убийствам: "На улицах и площадях города можно было
видеть кучи голов, рук и ног. Пешие и конные то и дело натыкались на
валявшиеся повсюду трупы" - свидетельствовал французский хронист.
Первый крестовый поход по той разнице культур, по методам его
проведения вполне может быть сравним с нашествием на Русь монголов.
Крестовый поход закончился тем же, с чего начался и чем он был на самом
деле - погромом и резней.
- О.Г. Большаков. Средневековый город Ближнего Востока. VII-середина XIII в. М., 1984.
- Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992.
- Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
- А. Мец. Мусульманский Ренессанс. М., 1966.
- Н.А. Медников. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых
походов по арабским источникам. Приложения 2(3). СПб., 1897
[Палестинский Сборник, т.17, вып. 2(4)].
- Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.
|