HISTORY


Воскресенье, 24.09.2017, 07:57


Приветствую Вас Странник | RSS


Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Содержание
Масоны [2]
Ассассины [1]
Ничто не истина и всё дозволено...
Иллюминаты [1]
Алхимики [10]

Мини-чат
200

Наш опрос
Вернетесь ли вы на сайт?
Всего ответов: 53

Главная » Статьи » Тайные общества » Алхимики

Древнеегипетская и греческая алхимия
Древнеегипетская и греческая алхимия

Бог Тот

   Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения.
   Колыбелью химии принято считать Александрийскую академию. Основанная Александром Македонским в 332 г до н.э. новая столица Египта – Александрия – быстро стала крупнейшим торговым и культурным центром античного Средиземноморья. Птолемей Сотер, соратник Александра, ставший после смерти последнего (323 до н.э.) царём Египта, основал Александрийскую академию, которая вместе с созданным при ней крупнейшим хранилищем античных рукописей – Александрийской библиотекой (около 700 000 рукописей) – просуществовала около тысячи лет (до VII в. н.э.). С академией связаны имена таких выдающихся мыслителей античности, как Евклид, Архимед, Птолемей.
   Греки принесли в Египет свою натурфилософию, прежде всего учение Платона и Аристотеля. В самом Египте имелась высокоразвитая ремесленная химия, причём её существенное отличие от греческой заключалось в сосредоточении ремёсел вокруг храмов, прежде всего храмов египетского бога Тота (Джехути). В храмах используемые рецептуры и технологические процессы тщательно записывались, сохранялись и оберегались от непосвящённых; в то же время они тесно связывались с астрологией и магическими обрядами. Практическими знаниями в Египте (в отличие от Греции), таким образом, обладали не только простые ремесленники – рабы и представители низших классов свободных людей, но и жрецы – достаточно образованные люди, занимающие высокое социальное положение.
Именно в Александрийской академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – khemeia.
 Само название химии обычно считается происходящим от древнего названия Египта – Кем или Хем – и, по-видимому, оно должно было означать нечто вроде "египетского искусства". В результате объединения практических знаний египетских жрецов и натурфилософии произошли два взаимообусловленных процесса:
   1. Эллинизация "священного тайного искусства" египетских жрецов. Практические знания приобрели "теоретическую базу" в виде платовско-аристотелевского учения о четырёх элементах-стихиях.
   2. Мистификация натурфилософии. В рациональную систему Аристотеля были привнесены посылки Пифагора о важнейшей роли числа и прочие мистические элементы, изначально совершенно нехарактерные для аристотелевской метафизики.
 Родившаяся в Александрии алхимия сразу же обзавелась небесным покровителем – им стал египетский бог Тот (Джехути) – бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря, аналог греческого Гермеса, вестника богов, бога торговли, обмана и т.п.


Голова Гермеса

   Тот-Гермес часто отождествляется с легендарным основателем алхимии Гермесом Трисмегистом (Трижды Величайшим), которому, по мнению алхимиков, люди обязаны существованием письменности, календаря, астрономии и пр. В Александрийской академии лаборатории "священного искусства" размещались в главном здании академии – храме Сераписа (храм жизни, смерти и исцеления). На протяжении всего своего существования алхимия оставалась наукой герметической – закрытой для непосвящённых. Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы; именно в александрийской алхимии сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели. Впрочем, в европейской алхимической традиции ртуть зачастую металлом не считалась, поскольку в Библии она не упомянута. Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый - квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.

Важнейшие алхимические знаки


   Триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью теории единства серы, ртути и соли являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека получим:
   Сера - бессмертный дух (то что без остатка исчезает из материи при обжиге).
   Ртуть - душа (то что соединяет тело и дух).
   Соль - тело (то материальное что остается после обжига).
   Сера и ртуть также рассматривались как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Найдя его он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего прибавив к ней нужные ему качества получал философский камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде гностического змея уробороса (ouroboros) - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы. К числу несомненных практических достижений греко-египетских алхимиков следует отнести открытие явления амальгамирования металлов (описано Диоскоридом, I век н.э.). Александрийскими алхимиками был усовершенствован способ извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели. Амальгаму золота начали применять для позолоты. Алхимиками был разработан также способ очистки золота купелированием – нагреванием руды со свинцом и селитрой.
   Помимо практического значения, уникальная способность ртути образовывать амальгаму привела к появлению представления о ртути, как об особом, "первичном" металле. Тому же способствовали и необычные свойства соединения ртути с серой – киновари, – которая в зависимости от условий получения имеет различную окраску – от красной до синей.
Первым значительным представителем александрийской алхимии, имя которого дошло до наших дней, являлся Болос Демокритос из Менде, известный ещё как Псевдо-Демокрит (ок. 200 до н.э.). Написанная Болосом книга "Физика и мистика" состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. У Болоса впервые сформулирована идея трансмутации металлов – превращения одного металла в другой, прежде всего неблагородных металлов (свинца или железа) в золото, ставшая основной задачей всего алхимического периода.
   Следует отметить, что возможность трансмутации обосновывалась алхимиками на основе теории четырёх элементов-стихий. Сами элементы, сочетанием которых образованы все вещества, способны превращаться друг в друга. Поэтому превращение одного металла, составленного из этих элементов, в другой металл, составленный их тех же элементов в другом сочетании, считалось лишь вопросом метода (искусства). Практической предпосылкой возникновения идеи трансмутации могло быть известное с древности резкое изменение окраски и свойств металла при введении некоторых добавок (например, цвет известной с IV тысячелетия до н.э. мышьяковистой меди варьируется от белого до красноватых и золотистых оттенков).
   Осуществление трансмутации металлов и составило основную задачу алхимии на протяжении всего её существования. Первые описания способов изготовления сплавов, подобных благородным металлам, имеются уже в работе Болоса; в частности, там описывается приготовление латуни – жёлтого сплава меди с цинком, каковой сплав, по мнению Болоса, являлся золотом. Ещё одно дошедшее до нашего времени сочинение александрийского периода – энциклопедия, которую около 300 г. написал Зосим Панополит. В этой книге, представляющей собой производственные рецептуры, обильно сдобренные мистикой, им сведены все знания по алхимии, собранные за предыдущие пять или шесть веков. Зосим определял алхимию как искусство делания золота и серебра, причём особо указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.
   Помимо упомянутых собраний рецептур, от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представляющих собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, к числу которых относится и знаменитая книга "Изумрудная скрижаль" ("Tabula smaragdina") Гермеса Трисмегиста (оригинал книги считается утраченным). В целом следует отметить, что об александрийском этапе алхимии известно очень мало, т.к. Александрийская библиотека была практически полностью уничтожена.
   Кроме того, римский император Диоклетиан (243-315), дабы исключить возможность получения дешёвого золота, приказал уничтожить все труды по алхимии. Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-337) привело к ещё большим гонениям на алхимию, пронизанную языческой мистикой и в силу этого, безусловно, являющуюся ересью. Поскольку средоточением естествознания и античной философии являлась Александрийская академия, она неоднократно подвергались разгромам фанатиками-христианами.
   В 385-415 гг. были разрушены многие здания Александрийской академии, в т.ч. и храм Сераписа. В 529 г. римский папа Григорий I запретил чтение древних книг и занятие математикой и философией; христианская Европа погрузилась во мрак раннего средневековья. Формально Александрийская академия прекратила свое существование после завоевания Египта арабами в 640 г. Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке сохранялись какое-то время в Византийской империи (крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции), а затем они были восприняты арабским миром.

   Гермес, в греческой мифологии вестник олимпийских богов, покровитель пастухов и путников, бог торговли и прибыли. Сын Зевса и Майи, Гермес родился в Аркадии в пещере горы Киллены. Еще будучи младенцем, он ухитряется украсть коров у Аполлона. Коровы возвращают хозяину, но Гермес из панциря черепахи изготовил впервые семиструнную лиру и музыка его звучит так чарующе, что Аполлон дает ему коров в обмен на лиру. Гермес в придачу к лире вручил и свирель, за что Аполлон подарил ему волшебный золотой жезл и научил гадать. Жезл Гермеса обладает силой усыплять и пробуждать людей, примирять враждующих. Другой непременный атрибут Гермеса — волшебные крылатые золотые сандалии. Благодаря хитрости и обману Гермес освобождает Ио от Аргуса, надев шлем Аида, побеждает гигантов. Искусство плутовства он передает своему сыну Автолику. Другой сын — Пан — выступает как воплощение пастушеской ипостаси Гермеса.
   Гермес одинаково вхож в мир живых и мертвых, он является посредником между людьми и богами, между людьми и обитателями аида. Он нередко выступает как покровитель героев: матери Фрикса и Геллы Нефеле он вручает златорунного барана, Персею — меч, своему потомку Одиссею открывает тайну волшебной травы, спасающей от колдовства Цирцеи. Он умеет открывать любые узы, помогает Приаму проникнуть в стан ахейцев к Ахиллу.
   Гермес в поздней античности почитался как Трисмегист (отождествленный с египетским Тотом ), с которым связывались оккультные науки и герметические (т. е. закрытые) сочинения. Отсюда произошли герметизм и герменевтика. Гермес — бог-олимпиец, но его образ восходит к божеству догреческого, возможно, малоазийского происхождения. Его имя производят от наименования древних фетишей-герм — каменных столбов или груд камней, которыми отмечали места погребений, дороги, границы. В Древнем Риме с Гермесом отождествляли Меркурия.
   Тот, древнеегипетский бог, покровитель алхимии. Тот – в древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости, письма и счёта, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства. Центром культа Тота был г. Гермополь Великий.
Как бог ночного светила, считался "наместником Ра", когда тот ночью ходил по преисподней; как бог времени, был покровителем долголетия, престолонаследия и вообще наследства, богом мер и весов, правосудия и правды; как бог премудрости – изобретателем иероглифов, автором священных книг, магом, богом библиотек, присутственных мест, покровителем ученых и чиновников, учредителем финансов, словом – виновником и покровителем государственного и мирового порядка. Он был визирем у Осириса и Гора, когда те правили Египтом, был секретарем и вестником богов; на загробном суде Осириса Тот ведал записью деяний умершего. В мире богов Тот являлся судьей между Гором и Сетом, присутствовал при мироздании и своими изречениями содействовал расчленению хаоса.
Поздние египетские тексты величают Тота "сердцем Ра", "гортанью Амона", "владыкой времен"; постоянный эпитет Тота – "владыка словес бога" – указывает на него, как на носителя откровения, посредника между верховным божеством и миром.
Эпитеты "дважды великий" и "трижды величайший", появляющиеся в поздние эпохи египетской культуры, перешли в греческую письменность в форме
Ερμής ο Τρισμέγιστος, которую стали прилагать и к отожествленному с Тотом Гермесу. Изображался Тот в виде ибиса или павиана, а также человека с головой ибиса.
   Текст "Изумрудной скрижали" ("Tabula smaragdina") Гермеса Трисмегиста
Не ложь говорю, а истину изрекаю.
То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу. И всё это только для того, чтобы свершить чудо одного-единственного.
Точно так же, как все сущие вещи возникли из мысли этого одного-единственного, так стали эти вещи вещами действительными и действенными лишь путём упрощения применительно случаю того же самого одного-единственного, единого.
Солнце – его отец. Луна – матерь его. Ветер вынашивает его во чреве своём. Земля вскармливает его.
Единое, и только оно, – первопричина всяческого совершенства – повсеместно, всегда.
Мощь его есть наимощнейшая мощь – и даже более того! – и явлена в безграничии своём на Земле.
Отдели же землю от огня, тонкое от грубого с величайшей осторожностью, с трепетным тщанием.
Тонкий, легчайший огнь, возлетев к небесам, тотчас же низойдёт на землю. Так свершится единение всех вещей – горних и дольних. И вот уже вселенская слава в дланях твоих. И вот уже – разве не видишь? – мрак бежит прочь. Прочь.
Это и есть та сила сил – и даже ещё сильнее, – потому что самое тончайшее, самое легчайшее улавливается ею, а самое тяжёлое ею пронзено, ею проникновенно.
Так, так всё сотворено. Так!
Бессчётны и удивительны грядущие применения столь прекрасно сотворенного мира, всех вещей этого мира.
Вот почему Гермес Трижды Величайший – имя моё. Три сферы философии подвластны мне. Три!
Но... умолкаю, возвестив всё, что хотел, про деяние Солнца. Умолкаю.
Категория: Алхимики | Добавил: TeRan (05.05.2009)
Просмотров: 2210 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход

Поиск

Друзья сайта

  • Тоже город

  • I'm HackZone Member

  • KA4NI.RU

  • Обзор фото

    Статистика


    Rambler's Top100
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    TeRan inc. © 2017   Бесплатный хостинг uCoz